ПСИХОДИАГНО́СТИКА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСИХОДИАГНО́СТИКА, постановка психологич. диагноза, т. е. оценка наличия у индивида определённых психологич. признаков и степени их выраженности по сравнению с др. индивидами или с заданными критериями. Объектом П. могут выступать навыки, умения, знания, компетенции, способности, уровень интеллекта, психич. состояния, свойства темперамента, черты характера и личности, потребности, мотивы и т. п.
Истоки П. восходят к глубокой древности. Так, в ряде стран Древнего Востока (в т. ч. в Китае) существовали системы конкурсных испытаний для детей, претендующих на гос. должности или статус священнослужителей. Собственно история П. с использованием научно обоснованных инструментов – тестов – началась лишь в кон. 19 в. В 1884–85 Ф. Гальтон, положивший начало дифференциальной психологии, разработал ряд тестов для диагностики отд. психологич. функций. В русле предложенных А. Бине в нач. 20 в. методов П. умственного развития разл. возрастных групп В. Штерном был введён коэффициент интеллекта (IQ). Одновременно возникают первые проективные методы – метод свободных ассоциаций К. Г. Юнга (1905) и популярный тест чернильных пятен Г. Роршаха (1921), автора термина «П.». Эти методы были широко востребованы в 1930–50-х гг. в психотерапии и психологич. консультировании. В 1940–60-х гг. получили распространение личностные опросники (впервые появились в 1920-х гг.).
Методы П. интеллектуального развития стали распространяться в России начиная с работ Г. И. Россолимо (1910-е гг.). Однако поверхностное и непрофессиональное отношение к результатам тестирования, принявшее в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. массовый характер, послужило поводом для прекращения в СССР исследований в области П. и её практич. применения [постановление ЦК ВКП(б) от 4.7.1936, см. Педология]. Возвращение П. в сов. психологию произошло лишь в кон. 1960-х – нач. 1970-х гг.
Помимо тестов, П. включает в себя проф. навыки психодиагноста в его контакте с обследуемым в разл. ситуациях (ситуации клиента, экспертизы и др.); технологию регистрации результатов обследования и составления диагностич. заключения; профессионально-этические требования (компетентность и ответственность психодиагноста, сохранение конфиденциальности и т. п.).