Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПСИХОДИАГНО́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 684-685

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. А. Леонтьев

ПСИХОДИАГНО́СТИКА, по­ста­нов­ка пси­хо­ло­гич. ди­аг­но­за, т. е. оцен­ка на­ли­чия у ин­ди­ви­да оп­ре­де­лён­ных пси­хо­ло­гич. при­зна­ков и сте­пе­ни их вы­ра­жен­но­сти по срав­не­нию с др. ин­ди­ви­да­ми или с за­дан­ны­ми кри­те­рия­ми. Объ­ек­том П. мо­гут вы­сту­пать на­вы­ки, уме­ния, зна­ния, ком­пе­тен­ции, спо­соб­но­сти, уро­вень ин­тел­лек­та, пси­хич. со­стоя­ния, свой­ст­ва тем­пе­ра­мен­та, чер­ты ха­рак­те­ра и лич­но­сти, по­треб­но­сти, мо­ти­вы и т. п.

Ис­то­ки П. вос­хо­дят к глу­бо­кой древ­но­сти. Так, в ря­де стран Древ­не­го Вос­то­ка (в т. ч. в Ки­тае) су­ще­ст­во­ва­ли сис­те­мы кон­курс­ных ис­пы­та­ний для де­тей, пре­тен­дую­щих на гос. долж­но­сти или ста­тус свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Соб­ст­вен­но ис­то­рия П. с ис­поль­зо­ва­ни­ем на­уч­но обос­но­ван­ных ин­ст­ру­мен­тов – тес­тов – на­ча­лась лишь в кон. 19 в. В 1884–85 Ф. Галь­тон, по­ло­жив­ший на­ча­ло диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, раз­ра­бо­тал ряд тес­тов для ди­аг­но­сти­ки отд. пси­хо­ло­гич. функ­ций. В рус­ле пред­ло­жен­ных А. Би­не в нач. 20 в. ме­то­дов П. ум­ст­вен­но­го раз­ви­тия разл. воз­рас­тных групп В. Штер­ном был вве­дён ко­эф­фи­ци­ент ин­тел­лек­та (IQ). Од­но­вре­мен­но воз­ни­ка­ют пер­вые про­ек­тив­ные ме­то­ды – ме­тод сво­бод­ных ас­со­циа­ций К. Г. Юн­га (1905) и по­пу­ляр­ный тест чер­ниль­ных пя­тен Г. Рор­ша­ха (1921), ав­то­ра тер­мина «П.». Эти ме­то­ды бы­ли ши­ро­ко вос­тре­бо­ва­ны в 1930–50-х гг. в пси­хо­тера­пии и пси­хо­ло­гич. кон­суль­ти­ро­ва­нии. В 1940–60-х гг. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние лич­но­ст­ные оп­рос­ни­ки (впер­вые поя­ви­лись в 1920-х гг.).

Ме­то­ды П. ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия ста­ли рас­про­стра­нять­ся в Рос­сии на­чи­ная с ра­бот Г. И. Рос­со­ли­мо (1910-е гг.). Од­на­ко по­верх­но­ст­ное и не­про­фес­сио­наль­ное от­но­ше­ние к ре­зуль­та­там тес­ти­ро­ва­ния, при­няв­шее в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. мас­со­вый ха­рак­тер, по­слу­жи­ло по­во­дом для пре­кра­ще­ния в СССР ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти П. и её прак­тич. при­ме­не­ния [по­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) от 4.7.1936, см. Пе­до­ло­гия]. Воз­вра­ще­ние П. в сов. пси­хо­ло­гию про­изош­ло лишь в кон. 1960-х – нач. 1970-х гг.

По­ми­мо тес­тов, П. вклю­ча­ет в се­бя проф. на­вы­ки пси­хо­ди­аг­но­ста в его кон­так­те с об­сле­дуе­мым в разл. си­туа­ци­ях (си­туа­ции кли­ен­та, экс­пер­ти­зы и др.); тех­но­ло­гию ре­ги­ст­ра­ции ре­зуль­та­тов об­сле­до­ва­ния и со­став­ле­ния ди­аг­но­стич. за­клю­че­ния; про­фес­сио­наль­но-эти­че­ские тре­бо­ва­ния (ком­пе­тент­ность и от­вет­ст­вен­ность пси­хо­ди­аг­но­ста, со­хра­не­ние кон­фи­ден­ци­аль­но­сти и т. п.).

Лит. см. при стать­ях Тес­ты, Про­ек­тив­ные ме­то­ды в пси­хо­ло­гии.

Вернуться к началу