НИ́СБЕТ РОБЕРТ АЛЕКСАНДР
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИ́СБЕТ (Nisbet) Роберт Александр (30.9.1913, Лос-Анджелес – 9.9.1996, Вашингтон), амер. социолог. Учился в Калифорнийском ун-те в Беркли (1932–36), там же преподавал (1939–43, 1945–53); проф. Калифорнийского ун-та в Риверсайде в 1953–72. Одновременно преподавал в Колумбийском ун-те, сотрудничал с Р. Мертоном. Проф. Аризонского (1972–74) и Колумбийского (1974–78) ун-тов. В 1978–86 сотрудник Амер. ин-та предпринимательства в Вашингтоне.
Критикуя политику совр. либеральной демократии, предупреждая о возможном вырождении демократии в деспотизм, Н. выступал против политизации повседневной жизни, семейных и общинных связей, подчёркивал важность гражданского общества, особых структур как связующего звена между человеком и государством. Отдавая предпочтение идеологии консерватизма, Н. отстаивал её положение об абсолютной несовместимости свободы и равенства людей. В работе «Закат авторитета» («Twilight of authority», 1975) он характеризовал современность как «сумеречную эпоху» упадка и разложения, сходную с той, которая предшествовала гибели Древнего Рима. Обесценивание культуры, падение нравов, вырождение индивидуализма в эгоизм, общая социальная дезорганизация сопровождаются усилением и концентрацией гос. власти, всё более «паравоенной» по форме. Вместе с падением авторитета традиц. религий происходит рост нетрадиц. («невидимой», субъективной) религиозности – оккультизма, разл. сект и движений – и одновременно всплеск религ. фундаментализма, претендующего на полный контроль не только в религиозной, но и в политич. сфере. Выход из переживаемого Америкой кризиса Н. видел в ослаблении центральной гос. власти, расширении прав региональных структур и местных общин, возрождении традиц. ценностей и идеалов, придавая особое значение опосредующим структурам – семье, Церкви, добровольным объединениям, гильдиям и иным формам общности людей.
Рассматривая становление социологич. традиции сквозь призму таких понятий, как община, авторитет, статус, отчуждение, священное, особую роль в этом процессе Н. отводил Ф. Тённису, М. Веберу, Э. Дюркгейму, Г. Зиммелю, которые разрабатывали важную для социологии дихотомию «традиционализма» и «модернизма». В русле этих идей Н. описывает данную дихотомию, определившую все идеологич. конфликты 19–20 вв. как конфликты ценностей общины, морального авторитета, иерархии, священного, с одной стороны, и ценностей индивидуализма, равенства и рациональной организации власти – с другой.