Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАРМО́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 408-409

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ф. Лосев

ГАРМО́НИЯ (греч. άρμονία – связь, со­гла­сие, строй­ность), со­раз­мер­ность час­тей це­ло­го, слия­ние разл. ком­по­нен­тов объ­ек­та в еди­ное ор­га­ни­чес­кое це­лое; ка­те­го­рия эс­те­ти­ки и фи­ло­со­фии, при­ме­няв­шая­ся так­же в со­ци­аль­но-по­ли­тич. и этич. тео­ри­ях; пер­во­на­чаль­но – муз. ме­та­фо­ра, ин­тер­пре­ти­рую­щая лю­бой тип си­стем­ной ор­га­ни­за­ции (в кос­мо­ло­гии, пси­хо­ло­гии, по­ли­ти­ке и т. д.) по ана­ло­гии с ладом­ в му­зы­ке.

 

 

 

В др.-греч. фи­ло­со­фии по­ня­тие Г. вы­ра­жа­ло идею ор­га­ни­зо­ван­но­сти кос­мо­са (в про­ти­во­по­лож­ность хао­су). Об­ще­ан­тич­ная кон­цеп­ция кос­мич. Г. впер­вые бы­ла под­роб­но раз­ра­бо­та­на и кон­кре­ти­зи­ро­ва­на пред­ста­ви­те­ля­ми ор­фи­ко-пи­фа­го­рей­ской тра­ди­ции, учив­шей о муз. строе ми­ра (см. Гармо­ния сфер­). Ге­рак­лит по­ни­мал Г. бо­лее ши­ро­ко – как со­кро­вен­ное тож­де­ст­во про­ти­во­по­лож­но­стей («тай­ная гар­мо­ния луч­ше яв­ной» – Фраг­мен­ты ран­них греч. фи­ло­со­фов. М., 1989. Ч. 1. С. 192). Уче­ние пи­фа­го­рей­цев о Г. кос­мо­са раз­вил Пла­тон в диа­ло­ге «Ти­мей». Кро­ме то­го, он при­дал по­ня­тию Г. нрав­ст­вен­ное зна­че­ние, по­ни­мая Г. как со­во­куп­ность до­сто­инств че­ло­ве­ка-граж­да­ни­на, про­яв­ляю­щую­ся в его фи­зич. об­ли­ке, по­ступ­ках, ре­чах и соз­да­вае­мых им про­из­ве­де­ни­ях (см. «Го­су­дар­ст­во» III 400 e). Арис­то­тель рас­смат­ри­вал Г. как един­ст­во и за­вер­шён­ность це­ло­го, рас­про­ст­ра­няя по­ня­тие муз. Г. на все об­лас­ти дей­ст­ви­тель­но­сти. Так, разл. ро­да по­сле­до­ва­тель­нос­ти то­нов име­ют, по Арис­то­те­лю, раз­ное об­ществ. и вос­пи­тат. зна­че­ние («По­ли­ти­ка» VIII 7).

Зна­чит. мес­то по­ня­тие Г. за­ни­ма­ло в эс­те­ти­ке Воз­рож­де­ния, вы­дви­нув­ше­го иде­ал все­сто­рон­не раз­ви­то­го че­ло­ве­ка. По­пыт­ки на­уч­но сфор­му­ли­ро­вать за­ко­ны Г. ха­рак­тер­ны для Лео­нар­до да Вин­чи, А. Дю­ре­ра и др. Ос­но­вы Г. эс­те­ти­ка Воз­рож­де­ния ви­де­ла в иде­аль­ной плас­ти­че­ской ор­га­ни­за­ции че­ло­ве­че­ско­го те­ла, во вза­имо­про­ник­но­ве­нии внеш­не­го и внут­рен­не­го, в ма­те­ма­тич. точ­нос­ти про­пор­ций и т. д. Г. счи­та­лась су­ще­ст­вен­ным приз­на­ком и да­же ис­точ­ни­ком прек­рас­но­го.

В 18 в. по­ня­тие Г. раз­ра­ба­ты­ва­лось пред­ста­ви­те­ля­ми ра­цио­на­лиз­ма. Г. В. Лейб­ниц раз­вил уче­ние о предус­та­нов­лен­ной гар­мо­нии­­, ут­верж­дая, что все мо­на­ды со­от­вет­ст­ву­ют друг дру­гу и это со­от­вет­ст­вие ус­та­нов­ле­но Бо­гом («Мо­на­до­ло­гия», па­ра­граф 51 сл.). Эс­те­ти­ка Про­све­ще­ния, вос­при­няв ан­тич­ное по­ни­ма­ние Г., под­чёр­ки­ва­ла её вос­пи­тат. зна­че­ние (А. Шефтсбе­ри­). По­ня­тие Г. иг­ра­ло боль­шую роль в нем. клас­сич. эс­те­ти­ке (И. И. Вин­кель­ман, И. В. Гёте, Ф. Шил­лер). И. Кант, пе­ре­не­ся ис­точ­ник Г. в че­ло­ве­чес­кий субъ­ект, по­ни­мал Г. преж­де все­го как со­гла­со­ван­ность меж­ду рас­суд­ком и чув­ст­вен­но­стью. Раз­вёр­ну­тую тео­рию Г. дал Г. В. Ф. Ге­гель. Г. внут­рен­не­го и внеш­не­го, че­ло­ве­ка и сре­ды, дей­ст­ви­тель­нос­ти и фан­та­зии ха­рак­тер­на, по Ге­ге­лю, для срав­ни­тель­но ран­них эта­пов ис­то­рии, осо­бен­но для Древ­ней Гре­ции, и не спо­соб­на вы­ра­зить бо­гат­ст­во ду­хов­ной жиз­ни, ко­то­рое не­сёт в се­бе «ро­ман­ти­че­ское ис­кус­ст­во», т. е. ис­кус­ст­во Но­во­го вре­ме­ни. Она ус­ту­па­ет мес­то кол­ли­зи­ям, ко­то­рые яв­ля­ют­ся вы­ра­же­ни­ем дис­гар­мо­нии, раз­ла­да и ан­та­го­низ­ма.

Лит.: Ло­сев А. Ф., Шес­та­ков В. П. Ис­то­рия эс­те­ти­че­ских ка­те­го­рий. М., 1965. С. 36–84; Дель Ре Дж. Кос­ми­че­ский та­нец. На­уч­ное ис­сле­до­ва­ние та­ин­ст­вен­ной гар­мо­нии Все­лен­ной. М.; Ми­лан, 2006.

Вернуться к началу