ГАРМО́НИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАРМО́НИЯ (греч. άρμονία – связь, согласие, стройность), соразмерность частей целого, слияние разл. компонентов объекта в единое органическое целое; категория эстетики и философии, применявшаяся также в социально-политич. и этич. теориях; первоначально – муз. метафора, интерпретирующая любой тип системной организации (в космологии, психологии, политике и т. д.) по аналогии с ладом в музыке.
В др.-греч. философии понятие Г. выражало идею организованности космоса (в противоположность хаосу). Общеантичная концепция космич. Г. впервые была подробно разработана и конкретизирована представителями орфико-пифагорейской традиции, учившей о муз. строе мира (см. Гармония сфер). Гераклит понимал Г. более широко – как сокровенное тождество противоположностей («тайная гармония лучше явной» – Фрагменты ранних греч. философов. М., 1989. Ч. 1. С. 192). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он придал понятию Г. нравственное значение, понимая Г. как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющуюся в его физич. облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях (см. «Государство» III 400 e). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершённость целого, распространяя понятие муз. Г. на все области действительности. Так, разл. рода последовательности тонов имеют, по Аристотелю, разное обществ. и воспитат. значение («Политика» VIII 7).
Значит. место понятие Г. занимало в эстетике Возрождения, выдвинувшего идеал всесторонне развитого человека. Попытки научно сформулировать законы Г. характерны для Леонардо да Винчи, А. Дюрера и др. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в математич. точности пропорций и т. д. Г. считалась существенным признаком и даже источником прекрасного.
В 18 в. понятие Г. разрабатывалось представителями рационализма. Г. В. Лейбниц развил учение о предустановленной гармонии, утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено Богом («Монадология», параграф 51 сл.). Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание Г., подчёркивала её воспитат. значение (А. Шефтсбери). Понятие Г. играло большую роль в нем. классич. эстетике (И. И. Винкельман, И. В. Гёте, Ф. Шиллер). И. Кант, перенеся источник Г. в человеческий субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью. Развёрнутую теорию Г. дал Г. В. Ф. Гегель. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна, по Гегелю, для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатство духовной жизни, которое несёт в себе «романтическое искусство», т. е. искусство Нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма.