Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЭТА́Н ГАЭТАН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 419

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Вдовина

КАЭТА́Н, Га­этан (Caetan, Cajetanus) [наст. имя Том­ма­зо (в ми­ру Джа­ко­мо) де Вио] (20.2.1468 или 1469, Га­эта – 9 или 10.8.1534, Рим), итал. бо­го­слов и фи­ло­соф, кар­ди­нал Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви (с 1517), епи­скоп Га­эты (с 1519). В воз­рас­те ок. 16 лет всту­пил в до­ми­ни­кан­ский ор­ден. Учил­ся в Не­апо­ле, Бо­ло­нье и Па­дуе. По­сле уча­стия в 1494 в пуб­лич­ном дис­пу­те с Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­лой в Фер­ра­ре по­лу­чил ка­фед­ру ме­та­фи­зи­ки при Па­ду­ан­ском ун-те. От­стаи­вая уче­ние то­миз­ма в по­ле­ми­ке с па­ду­ан­ски­ми фран­ци­скан­ца­ми, по­сле­до­ва­те­ля­ми Дун­са Ско­та, и авер­рои­ста­ми из Па­ду­ан­ско­го ун-та (П. Пом­по­нац­ци, А. Ни­фо и др.), соз­дал свои наи­бо­лее из­вест­ные фи­лос. тру­ды – ком­мен­та­рий к трак­та­ту Фо­мы Ак­вин­ско­го «О су­щем и сущ­но­сти» и трак­тат «Об ана­ло­гии имён», со­дер­жа­щий сис­те­ма­тич. ис­тол­ко­ва­ние то­ми­ст­ской кон­цеп­ции ана­ло­гии су­ще­го (analogia entis). С 1500 в Ри­ме – ге­не­раль­ный про­ку­рор (до 1508), за­тем ге­не­рал (1508–18) до­ми­ни­кан­ско­го ор­де­на; од­но­вре­мен­но проф. рим. ун-та «Ла Са­пи­ен­ца». В 1512–17 при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в ра­бо­те 5-го Ла­те­ран­ско­го со­бо­ра (см. Ла­те­ран­ские со­бо­ры). В ка­че­ст­ве пап­ско­го ле­га­та был по­слан в Гер­ма­нию, где на за­се­да­нии рейхс­та­га в Аугс­бур­ге пы­тал­ся вы­ну­дить М. Лю­те­ра к от­ре­че­нию и вер­нуть его в ло­но Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. Соз­дан­ный в 1507–22 фун­дам. бо­го­слов­ский ком­мен­та­рий на «Сум­му тео­ло­гии» Фо­мы Ак­вин­ско­го (изд. в 1540) впо­след­ст­вии по ре­ше­нию па­пы Льва XIII был вновь опуб­ли­ко­ван в со­ста­ве про­из­ве­де­ний св. Фо­мы (editio Leonina, vol. 1–9, 1888–1906). По­след­ние го­ды жиз­ни бы­ли по­свя­ще­ны биб­лей­ским пе­ре­во­дам, ду­хов­ным и эк­зе­ге­тич. тру­дам. В биб­лей­ской эк­зе­ге­зе К. от­сту­пал от тра­ди­ции ал­ле­го­рич. тол­ко­ва­ния и ши­ро­ко ис­поль­зо­вал раз­ра­бо­тан­ные гу­ма­ни­ста­ми фи­ло­ло­гич. ме­то­ды ра­бо­ты с тек­ста­ми.

Соч.: Opuscula omnia. Lugduni, 1530; Opera om­nia. Lugduni, 1639. Vol. 1–5; Scripta phi­lo­sophica / Ed. P. Zam­mit, M.-H. Laurent, J. Co­quelle. Romae, 1934–1939. Vol. 1–6; De com­pa­ratione auctoritatis papae et concilii cum Apologia. Ro­mae, 1936.

Лит.: Hennig G. Cajetan und Luther. Ein hi­sto­rischer Beitrag zur Begegnung von Tho­mis­mus und Reformation. Stuttg., 1966; Grab­mann M. Die Stellung des Kardinals Cajetan in der Geschichte des Thomismus und der Tho­mistenschule // Grabmann M. Mittelalter­liches Geistesleben. Hildesheim; N. Y., 1975. Bd 2; Wicks J. Cajetan und die Anfänge der Reforma­tion. Münster, 1983; Pinchard B. Métaphysique et sémantique. Autour de Cajetan. P., 1987; Cajetan et Luther en 1518 / Éd. Ch. Morerod. Fribourg, 1994. Vol. 1–2; Krause A. Zur Ana­lo­gie bei Cajetan und Thomas von Aquin. Halle, 1999; Congar M. J. Biobibliographie de Caje­tan // Revue thomiste. Suppl. P., 1934. Vol. 39.

Вернуться к началу