Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЭ ХУН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 201

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ГЭ ХУН, Гэ Чжи­чу­ань (псевд. Бао­пу-цзы – «Учи­тель, объ­ем­лю­щий пер­во­здан­ную про­сто­ту»; про­зви­ще Сянь-вэн – «Бес­смерт­ный ста­рец») (283 или 284, Дань­ян, у. Цзюй­жун, ны­не пров. Цзян­су – 343 или 363, го­ра Ло­фу­шань, близ совр. г. Гу­ан­чжоу), кит. фи­ло­соф и учёный, ал­хи­мик и ме­дик, пред­ста­ви­тель дао­сиз­ма. Ро­дил­ся в обед­нев­шей ари­сто­кра­тической се­мье на юге Ки­тая, где за­ро­дил­ся дао­сизм и раз­ви­ва­лась его эзо­те­рич. тра­ди­ция. По­лу­чил ка­но­нич. кон­фу­ци­ан­ское об­ра­зо­ва­ние, на­хо­дил­ся на во­ен. и гражд. служ­бе при дво­ре пер­вых им­пе­ра­то­ров ди­на­стии Вост. Цзинь, ко­нец жиз­ни про­вёл в за­ня­ти­ях ал­хи­ми­ей на го­ре Ло­фу­шань и, со­глас­но ле­ген­де, по­сле смер­ти вос­крес в ви­де «ос­во­бо­див­ше­го­ся от тру­па бес­смерт­но­го».

Ав­тор клас­сич. трак­та­та «Бао­пу-цзы» (317–320), со­стоя­ще­го из двух час­тей: 20 «внут­рен­них (нэй) глав» (рус. пер. Е. А. Тор­чи­но­ва, 1999), по­свя­щён­ных да­ос­ской «эзо­те­ри­ке» – ал­хи­мии, ас­т­ро­ло­гии, ма­гии и т. п., и 50 «внеш­них (вай) глав», по­свя­щён­ных кон­фу­ци­ан­ской эти­че­ской и со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­ма­ти­ке. Со­дер­жа­щий­ся в «Бао­пу-цзы» ка­та­лог да­ос­ских соч. яв­ля­ет­ся про­то­ти­пом «Дао цза­на».

Ис­хо­дя из пред­став­ле­ния о Пу­ти-дао как еди­ной «та­ин­ст­вен­ной» пер­во­ос­но­ве ми­ра, Г. Х. стро­ил уче­ние о воз­мож­но­сти дос­ти­же­ния раз­ных ви­дов фи­зич. бес­смер­тия с по­мо­щью «пес­тую­щих жизнь» ме­ди­та­тив­ных и ды­ха­тель­ных уп­раж­не­ний, пси­хо­фи­зио­ло­гич. ма­ни­пу­ля­ций с пнев­мой (ци), кон­цен­три­рую­щей­ся в энер­ге­тич. ре­зер­вуа­рах ор­га­низ­ма – «ки­но­вар­ных по­лях» (дань тянь), а так­же фар­ма­ко­ло­гич. и ал­хи­мич. про­це­дур с ор­га­нич. и не­ор­га­нич. ве­ще­ст­ва­ми, пре­ж­де все­го зо­ло­том и ки­но­ва­рью, об­ра­зую­щи­ми элик­сир бес­смер­тия. В по­ле­ми­ке с тео­ри­ей ес­теств. анар­хии Бао Цинъ­яня от­стаи­вал кон­фу­ци­ан­ские прин­ци­пы со­ци­аль­ной ие­рар­хии и гос. вла­сти как «внеш­них» про­яв­ле­ний «внут­рен­не­го» бла­го­ус­т­рое­ния лич­но­сти.

Соч.: Alchemy, medicine and religion in the China of A. D. 320: the Nei P’ien of Ko Hung / Transl. and ed. by J. R. Ware. N. Y.; L., 1981.

Лит.: Тор­чи­нов ЕА. Уче­ние Гэ Ху­на о Дао: че­ло­век и при­ро­да // Про­бле­ма че­ло­ве­ка в тра­ди­ци­он­ных ки­тай­ских уче­ни­ях. М., 1983.

Вернуться к началу