ГЭ ХУН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЭ ХУН, Гэ Чжичуань (псевд. Баопу-цзы – «Учитель, объемлющий первозданную простоту»; прозвище Сянь-вэн – «Бессмертный старец») (283 или 284, Даньян, у. Цзюйжун, ныне пров. Цзянсу – 343 или 363, гора Лофушань, близ совр. г. Гуанчжоу), кит. философ и учёный, алхимик и медик, представитель даосизма. Родился в обедневшей аристократической семье на юге Китая, где зародился даосизм и развивалась его эзотерич. традиция. Получил канонич. конфуцианское образование, находился на воен. и гражд. службе при дворе первых императоров династии Вост. Цзинь, конец жизни провёл в занятиях алхимией на горе Лофушань и, согласно легенде, после смерти воскрес в виде «освободившегося от трупа бессмертного».
Автор классич. трактата «Баопу-цзы» (317–320), состоящего из двух частей: 20 «внутренних (нэй) глав» (рус. пер. Е. А. Торчинова, 1999), посвящённых даосской «эзотерике» – алхимии, астрологии, магии и т. п., и 50 «внешних (вай) глав», посвящённых конфуцианской этической и социально-политич. проблематике. Содержащийся в «Баопу-цзы» каталог даосских соч. является прототипом «Дао цзана».
Исходя из представления о Пути-дао как единой «таинственной» первооснове мира, Г. Х. строил учение о возможности достижения разных видов физич. бессмертия с помощью «пестующих жизнь» медитативных и дыхательных упражнений, психофизиологич. манипуляций с пневмой (ци), концентрирующейся в энергетич. резервуарах организма – «киноварных полях» (дань тянь), а также фармакологич. и алхимич. процедур с органич. и неорганич. веществами, прежде всего золотом и киноварью, образующими эликсир бессмертия. В полемике с теорией естеств. анархии Бао Цинъяня отстаивал конфуцианские принципы социальной иерархии и гос. власти как «внешних» проявлений «внутреннего» благоустроения личности.