БХАСАРВА́ДЖНЯ БХАВАСАРДЖНЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БХАСАРВА́ДЖНЯ, Бхавасарджня (9–10 вв.), инд. философ, деятельность которого составила значит. веху в развитии ср.-век. ньяи. Уроженец Кашмира, Б. сочетал энциклопедическую эрудицию с даром искусного аналитика и смелым новаторством. Пересматривая ряд краеугольных филос. догматов ньяи и вайшешики, он частично опирался на традицию северного шиваизма, и особенно школы пашупатов. Автор «Ньяя-сары» («Суть ньяи») и комментария к ней «Ньяя-бхушана» («Украшение ньяи»).
Трактат «Ньяя-сара» посвящён трём источникам знания (прамана) – восприятию, умозаключению и словесному свидетельству, их исследованию и классификации. Сводя четыре источника знания классич. ньяи к трём, Б. руководствуется не только логич. соображениями, но и «конфессиональными» – именно такой их набор признавали философы пашупаты. Источник знания – прямое и определённое постижение вещи (самъяганубхава), заблуждение – столь же определённое, но ложное познание (митхья). Восприятие разделяется на йогическое и обычное, умозаключения – на положительные и отрицательные, работающие с наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами, на «умозаключения-для-себя» и «умозаключения-для-других» (как у Дигнаги). Словесное свидетельство, по Б., есть средство прямого познания через понимание условных значений (самая) слов. В противоположность большинству найяиков и вайшешиков Б. утверждает, что в состоянии «освобождения», которое достигается видением Шивы, индивидуальная душа вкушает блаженство и сознательна.
«Ньяя-бхушана» посвящена полемике Б. с др. школами, но наибольшее внимание он уделяет критике буддийской виджнянавады.