БЛОХ ЭРНСТ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЛОХ (Bloch) Эрнст (8.7.1885, Людвигсхафен – 4.8.1977, Тюбинген), нем. философ. Изучал философию в ун-тах Мюнхена, Вюрцбурга, Берлина (1908–11, у Г. Зиммеля), Гейдельберга (1912–14, где вместе с Д. Лукачем, его тогдашним другом, был близок кругу М. Вебера). В 1917–19 в эмиграции в Швейцарии, публикует антивоенные статьи и брошюры. Мессианскими и эсхатологич. умонастроениями проникнуты его соч. «Дух утопии» («Geist der Utopie», 1918) и «Томас Мюнцер как богослов революции» («Thomas Münzer als Theologe der Revolution», 1921). Утопия рассматривается Б. как неотъемлемая характеристика человеческого существования, проистекающая из неудовлетворённости наличным, исторически ставшим: «Быть человеком означает действительно иметь утопию: взывать к тому, чего нет». Марксизм интерпретируется в этой связи как «конкретная утопия» цельного, преодолевшего отчуждение человека.
В 1920-х гг. выступает преим. как свободный публицист, находится в тесных отношениях с Т. Адорно, В. Беньямином, Б. Брехтом, З. Кракауэром. С 1933 в эмиграции – в Цюрихе, Вене, Париже, Праге, в 1938–49 – в США, где создаёт своё гл. сочинение – «Принцип надежды» [«Das Prinzip Hoffnung», Bd 1–3, 1954–59; первоначальное назв. «Мечты о лучшей жизни» («Dreams of a better life»)]. С 1949 в ГДР, директор Ин-та философии при Лейпцигском ун-те. В 1957 обвинён в «ревизионизме» и уволен на пенсию. С 1961 в ФРГ, проф. ун-та в Тюбингене.
«Философия надежды», которую Б. считал единственной альтернативой совр. «нигилизму», была задумана им как открытая филос. система, опирающаяся на онтологию «ещё-не-ставшего», принципиально не завершённого бытия, выражающегося в конкретных переживаниях «недостатка» и стремлении преодолеть его, обрести это «отсутствующее». «Бытие-в-движении», включающее в себя потенциальное «бытие другим», есть процесс, конечной целью которого является состояние совершенства, полноты реализации всех возможностей (аристотелевская категория возможного становится центральной у Б.). Человек ещё не есть то, чем он может стать. «Конкретная утопия» составляет смысловое содержание всей истории, предстающей как осуществление человеческих надежд и мечтаний; наряду с «ночными», непроизвольными мечтами, связанными с прошлым, существуют мечты «дневные», связанные с сознат. деятельностью человека и устремлённые в будущее. С характерной для Б. радикальной антропологизацией религии «Царство Божие» истолковывается им как ожидаемое в будущем секулярное «царство свободы», совершенства и гармонии человека с миром. Соч. «Атеизм в христианстве. К религии исхода и империи» («Atheismus im Christentum. Zur Religion des Exodus und des Reichs», 1968) оказало влияние на лат.-амер. «теологию освобождения».