Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯВО́РСКИЙ БОЛЕСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ЯВО́РСКИЙ Бо­ле­слав Ле­о­поль­до­вич [10(22).6.1877, Харь­ков – 26.11.1942, Са­ра­тов], российский му­зы­ко­вед, пе­да­гог, ком­по­зи­тор, об­щест­вен­ный дея­тель. В 1903 окон­чил Московскую консерваторию по клас­сам ком­по­зи­ции С. И. Та­нее­ва и фортепиано Н. Е. Шиш­ки­на. Один из ор­га­ни­за­то­ров На­род­ной консерватории в Мо­ск­ве (1906). Профессор Ки­ев­ской консерватории (с 1916) и Музыкально-дра­ма­тического института им. Н. В. Лы­сен­ко (с 1918), ди­рек­тор На­род­ной консерватории в Кие­ве (с 1917). С 1921 жил в Мо­ск­ве. Член ГАХН (1921–31). По ини­циа­ти­ве А. В. Лу­на­чар­ско­го за­ве­до­вал от­де­лом музыкальных учеб­ных за­ве­де­ний Главного управ­ле­ния профессионального об­ра­зо­ва­ния (1921–25); его по­пыт­ки ре­фор­ми­ро­вать пре­по­да­ва­ние в Московской консерватории вы­зва­ли про­ти­во­дей­ст­вие А. Б. Голь­ден­вей­зе­ра, М. М. Ип­по­ли­то­ва-Ива­но­ва, М. В. Ива­но­ва-Бо­рец­ко­го. В середине 1920-х гг. не­од­но­крат­но вы­ез­жал за ру­беж, в т. ч. по по­ру­че­нию Лу­на­чар­ско­го вёл пе­ре­го­во­ры с С. С. Про­кофь­е­вым о его пе­ре­ез­де в СССР. В 1932–39 стар­ший редактор Муз­ги­за. В 1921–30 пре­по­да­вал в ос­но­ван­ном им 1-м государственном музыкальном тех­ни­ку­ме. В 1938–41 в Московской консерватории, пре­по­да­вал ис­то­рию ис­пол­ни­тель­ских сти­лей (чи­тал собственный курс «Твор­че­ская идео­ло­гия и стиль»); доктор ис­кус­ст­во­ве­де­ния (1941). Сре­ди уче­ни­ков: А. А. Альш­ванг, С. В. Про­то­по­пов, Н. Я. Брю­со­ва (се­ст­ра В. Я. Брю­со­ва; в Московской консерватории ве­ла курс Яворского «Соз­на­тель­ное вос­при­ятие ла­да и рит­ма»), Г. Г. Ве­рёв­ка, Н. Д. Ле­он­то­вич, Л. В. Ку­ла­ков­ский, А. В. Свеш­ни­ков, В. А. Цук­кер­ман.

Яворский – ав­тор на­учных ра­бот по ме­ло­ди­ке, рит­му, гар­мо­нии, музыкальной фор­ме, ис­то­рии ис­пол­ни­тель­ских сти­лей. Соз­да­тель тео­рий ла­до­во­го рит­ма (около 1903, крат­ко из­ло­же­на в 1908; наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла в конце 1920-х гг.) и ла­до­во­го зву­ко­ве­де­ния (т. е. ла­до­вых тя­го­те­ний), тео­рии ин­то­на­ции и др. Наз­ва­ние пер­вой из них Яворский объ­яс­нял так: вы­сот­ные от­но­ше­ния в му­зы­ке ос­но­ва­ны на ла­де, а вре­менны́е – на рит­ме, от­сю­да – ла­до­вый ритм, т. е. раз­вёр­ты­ва­ние ла­да во вре­ме­ни. Му­зы­ку Яворский рас­смат­ри­вал как «му­зы­каль­ную речь», из ме­то­до­ло­гической ус­та­нов­ки на ана­ло­гию ме­ж­ду (сло­вес­ным) тек­стом и му­зы­кой вы­рос ряд на­учных тер­ми­нов и об­раз­ных вы­ра­же­ний, сре­ди них наи­бо­лее хо­до­вое – «ин­то­на­ция». Для об­раз­но­го язы­ка тру­дов Яворского ти­пич­ны вы­ра­же­ния «зву­ко­вое соз­на­ние», «раз­вёр­ты­ва­ние зву­ко­ве­де­ния», «прин­цип со­пря­жён­но­сти», «си­ла тя­го­те­ния», «энер­гия не­ус­той­чи­во­сти», «ла­до­вое впе­чат­ле­ние», «зву­ко­вой го­ри­зонт» (по­след­нее вме­сто по­ня­тия диа­па­зон) и др. Не­ко­то­рые тер­ми­ны (тре­зву­чие и септ­ак­корд, «муж­ское» и «жен­ское» мет­риче­ские окон­ча­ния, но­во­об­ра­зо­ва­ния «цеп­ной лад» и «два­ж­ды-лад») по­лу­ча­ют кон­крет­ные и на­учные оп­ре­де­ле­ния; дру­гие объ­яс­ня­ют­ся ско­рее ме­та­фо­ри­че­ски (например, лад – «зву­ко­вая сис­те­ма выс­ше­го по­ряд­ка», метр – «аб­со­лют­ная про­дол­жи­тель­ность во вре­ме­ни»). Зна­че­ние ря­да об­ще­из­ве­ст­ных тер­ми­нов Яворский по­ле­ми­че­ски спе­ци­фи­ци­ру­ет, ук­ла­ды­вая их в рам­ки собственных кон­цеп­ций. Так, лин­гвис­тический тер­мин ин­то­на­ция в рам­ках «тео­рии три­тон­ных тя­го­те­ний» оп­ре­де­ля­ет­ся как «со­пос­тав­ле­ние двух раз­лич­ных по тя­го­те­нию зву­ков (или мо­мен­тов) три­тон­ной сис­те­мы», а фи­зический тер­мин «мо­мент» – как «из­ло­же­ние од­ной оп­ре­де­лён­ной час­ти сис­тем­но­го или ла­до­во­го тя­го­те­ния». И. Я. Рыж­кин в по­пыт­ке обоб­ще­ния уче­ния Яворского от­ме­ча­ет «край­нюю не­сис­те­ма­тич­ность» и «за­пу­тан­ный стиль из­ло­же­ния».

Стиль, язык и тер­ми­но­ло­гия Яворского (тер­ми­ны «не­ус­той», «тя­го­те­ние» и др.) ока­за­ли мощ­ное влия­ние на советское му­зы­ко­ве­де­ние. По­ло­же­ния его тео­рии, за­тра­ги­ваю­щие пси­хо­ло­гию вос­при­ятия то­наль­ной му­зы­ки, а так­же тео­рия ин­то­на­ции бы­ли ус­вое­ны Б. В. Асафь­е­вым, позд­нее Е. В. На­зай­кин­ским, на­шли от­ра­же­ние в ис­сле­до­ва­ни­ях о гар­мо­нии Ю. Н. Тю­ли­на, Т. С. Бер­шад­ской, Ю. Н. Хо­ло­по­ва, мно­го­крат­но пе­ре­из­дан­ном «Учеб­ни­ке гар­мо­нии» (т. н. бри­гад­ный учеб­ник; ч. 1–2, 1937–38). Многие на­учные ра­бо­ты не опуб­ли­ко­ва­ны.

Ав­тор опе­ры «Выш­ка Ок­тяб­ря» (Мо­ск­ва, 1930), ба­ле­та «Джон Виль­мор» (1910, не поставлен), ор­ке­ст­ро­вых и ка­мер­ных со­чи­не­ний.

Соч.: Ста­тьи. Вос­по­ми­на­ния. Пе­ре­пис­ка. 2-е изд. М., 1972; Избранные тру­ды. М., 1987.

Лит.: Про­то­по­пов С. В. Эле­мен­ты строе­ния му­зы­каль­ной ре­чи. М., 1930–1931. Ч. 1–2; Рыж­кин И. Я. Тео­рия ла­до­во­го рит­ма (Б. Явор­ский) // Ма­зель Л. А., Рыж­кин И. Я. Очер­ки по ис­то­рии тео­ре­ти­че­ско­го му­зы­ко­зна­ния. М.; Л., 1939; Хо­ло­пов Ю. Н. Сим­мет­рич­ные ла­ды в тео­ре­ти­че­ских сис­те­мах Явор­ско­го и Мес­сиа­на // Му­зы­ка и со­вре­мен­ность. М., 1971. Вып. 7; Wehrmeyer A. B. Jaworskijs Theorie des «lad»-Rhythmus // Studien zum russischen Musikdenken um 1920. Fr./M. u. a., 1991; Файн Я. Н. По­ня­тие сим­мет­рии в му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ской кон­цеп­ции Б. Л. Явор­ско­го // Во­про­сы му­зы­коз­на­ния. Но­во­сиб., 2006. Вып. 2; Лы­жов Г. И. «Ос­нов­ные эле­мен­ты му­зы­ки» Б. Явор­ско­го: клю­чи к ла­до­вой тео­рии // Сто лет рус­ско­го аван­гар­да. Сб. ста­тей. М., 2013.

Вернуться к началу