ЯВО́РСКИЙ БОЛЕСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯВО́РСКИЙ Болеслав Леопольдович [10(22).6.1877, Харьков – 26.11.1942, Саратов], российский музыковед, педагог, композитор, общественный деятель. В 1903 окончил Московскую консерваторию по классам композиции С. И. Танеева и фортепиано Н. Е. Шишкина. Один из организаторов Народной консерватории в Москве (1906). Профессор Киевской консерватории (с 1916) и Музыкально-драматического института им. Н. В. Лысенко (с 1918), директор Народной консерватории в Киеве (с 1917). С 1921 жил в Москве. Член ГАХН (1921–31). По инициативе А. В. Луначарского заведовал отделом музыкальных учебных заведений Главного управления профессионального образования (1921–25); его попытки реформировать преподавание в Московской консерватории вызвали противодействие А. Б. Гольденвейзера, М. М. Ипполитова-Иванова, М. В. Иванова-Борецкого. В середине 1920-х гг. неоднократно выезжал за рубеж, в т. ч. по поручению Луначарского вёл переговоры с С. С. Прокофьевым о его переезде в СССР. В 1932–39 старший редактор Музгиза. В 1921–30 преподавал в основанном им 1-м государственном музыкальном техникуме. В 1938–41 в Московской консерватории, преподавал историю исполнительских стилей (читал собственный курс «Творческая идеология и стиль»); доктор искусствоведения (1941). Среди учеников: А. А. Альшванг, С. В. Протопопов, Н. Я. Брюсова (сестра В. Я. Брюсова; в Московской консерватории вела курс Яворского «Сознательное восприятие лада и ритма»), Г. Г. Верёвка, Н. Д. Леонтович, Л. В. Кулаковский, А. В. Свешников, В. А. Цуккерман.
Яворский – автор научных работ по мелодике, ритму, гармонии, музыкальной форме, истории исполнительских стилей. Создатель теорий ладового ритма (около 1903, кратко изложена в 1908; наибольшее распространение получила в конце 1920-х гг.) и ладового звуковедения (т. е. ладовых тяготений), теории интонации и др. Название первой из них Яворский объяснял так: высотные отношения в музыке основаны на ладе, а временны́е – на ритме, отсюда – ладовый ритм, т. е. развёртывание лада во времени. Музыку Яворский рассматривал как «музыкальную речь», из методологической установки на аналогию между (словесным) текстом и музыкой вырос ряд научных терминов и образных выражений, среди них наиболее ходовое – «интонация». Для образного языка трудов Яворского типичны выражения «звуковое сознание», «развёртывание звуковедения», «принцип сопряжённости», «сила тяготения», «энергия неустойчивости», «ладовое впечатление», «звуковой горизонт» (последнее вместо понятия диапазон) и др. Некоторые термины (трезвучие и септаккорд, «мужское» и «женское» метрические окончания, новообразования «цепной лад» и «дважды-лад») получают конкретные и научные определения; другие объясняются скорее метафорически (например, лад – «звуковая система высшего порядка», метр – «абсолютная продолжительность во времени»). Значение ряда общеизвестных терминов Яворский полемически специфицирует, укладывая их в рамки собственных концепций. Так, лингвистический термин интонация в рамках «теории тритонных тяготений» определяется как «сопоставление двух различных по тяготению звуков (или моментов) тритонной системы», а физический термин «момент» – как «изложение одной определённой части системного или ладового тяготения». И. Я. Рыжкин в попытке обобщения учения Яворского отмечает «крайнюю несистематичность» и «запутанный стиль изложения».
Стиль, язык и терминология Яворского (термины «неустой», «тяготение» и др.) оказали мощное влияние на советское музыковедение. Положения его теории, затрагивающие психологию восприятия тональной музыки, а также теория интонации были усвоены Б. В. Асафьевым, позднее Е. В. Назайкинским, нашли отражение в исследованиях о гармонии Ю. Н. Тюлина, Т. С. Бершадской, Ю. Н. Холопова, многократно переизданном «Учебнике гармонии» (т. н. бригадный учебник; ч. 1–2, 1937–38). Многие научные работы не опубликованы.
Автор оперы «Вышка Октября» (Москва, 1930), балета «Джон Вильмор» (1910, не поставлен), оркестровых и камерных сочинений.