ИВАНО́В-БОРЕ́ЦКИЙ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИВАНО́В-БОРЕ́ЦКИЙ Михаил Владимирович [4(16).6.1874, Москва – 1.4.1936, там же], российский музыковед, педагог, общественный деятель. В 1896 окончил юридический факультет Московского университета. Теорию композиции изучал у Н. С. Кленовского в Москве (1894–96) и Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (1898–1900), историю музыки – во Флорентийской консерватории у А. Фалькони (1903–04). Один из основателей и действительный член общества «Музыкально-теоретическая библиотека». Участвовал в работе Московской симфонической капеллы, преподавал на Пречистенских курсах. После 1917 работал в общественных организациях, научных институтах (в частности, был учёным секретарём ГИМН). Сотрудничал в энциклопедиях (словарь Гранат, БСЭ, Малая советская энциклопедия, 11-е издание Музыкального словаря Х. Римана, и др.). С 1922 профессор Московской консерватории (курс истории западноевропейской музыки), где в 1923 создал научно-исследовательское отделение (в 1929–30 проректор по научной части, в 1932–34 заведующий историко-теоретической кафедрой). Среди учеников: Д. В. Житомирский, Ю. В. Келдыш, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, В. Э. Ферман. Член редколлегии журнала «Музыкальное образование» (1925–30), редактор сборника «Музыкальное наследство» (вып. 1, 1935).
И.-Б. – один из основателей отечественной школы исторического музыкознания. Знаток музыки западноевропейского Средневековья, Возрождения и 17–18 вв., подготовил ряд нотных публикаций. Антология «Музыкально-историческая хрестоматия» (вып. 1–3, 1929, 2-е изд., 1933–36) с обширной вводной статьёй и обстоятельными комментариями к нотным примерам сохраняет свою значимость поныне. Факсимиле так называемой Московской черновой тетради Л. ван Бетховена (эскизы квартетов op. 130 и 132 и комментарии к ним – «Музыкальное образование». 1927. № 1/2. С. 7–91) – ценный вклад в мировую бетховениану.
Под редакцией И.-Б. вышли переводы на русский язык монографий Ж. Комбарье («Французская музыка XVI века») и П. Обри («Трубадуры и труверы»; 1932). К переводу энциклопедической статьи «Les théories harmoniques» Л. Шевалье добавил обширные научные комментарии, аналитический очерк о теоретических учениях, созданных на Западе (А. Шёнберг, А. Джентили) и в России (Ю. К. Арнольд, Б. Л. Яворский, Н. А. Гарбузов) в конце 19 и в 20 вв. и опубликовал под названием «История учений о гармонии» (1932). Переводы средневековых и ренессансных музыкальных трактатов, выполненные И.-Б. с латыни, итальянского и др языков, не опубликованные при жизни, включены В. П. Шестаковым в антологию «Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения» (1966) .
Автор опер («Адольфина», пост. в 1908; «Колдунья», пост. в 1918, Народный дом, Москва), симфонической, камерной музыки и др.