Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИЦДЖЕ́РА́ЛД ФИЦДЖЕРАЛЬД ЭЛЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

ФИЦДЖЕ́РА́ЛД, Фицд­же­ральд (Fitzge­rald) Эл­ла (25.4.1917, Нью­порт-Ньюс, штат Вир­ги­ния – 15.6.1996, Бе­вер­ли-Хилc, штат Ка­ли­фор­ния), американская джа­зо­вая и эс­т­рад­ная пе­ви­ца. В дет­ст­ве ли­ши­лась ма­те­ри, вы­рос­ла в нью-йорк­ских тру­що­бах. В 1934 по­бе­ди­ла на кон­кур­се лю­би­те­лей пе­ния в гар­лем­ском те­ат­ре «Апол­лон». В 1935–39 пе­ла с ор­ке­ст­ром Чика Уэб­ба, в 1939–42 воз­глав­ля­ла этот ор­кестр. С 1946 ра­бо­та­ла с различными джа­зо­вы­ми и эс­т­рад­ны­ми кол­лек­ти­ва­ми, в том числе под руководством Диззи Гил­лес­пи, ко­то­рый при­вил ей вкус к джа­зо­вой им­про­ви­за­ции в сти­ле би-боп. С 1935 за­пи­сы­ва­лась на грам­пла­стин­ки, большим успехом у публики пользовалась песня «A-tisket, a-tasket» (1938). C 1950 выпускала соль­ные альбомы, в том числе сборники пе­сен отдельных ком­по­зи­то­ров – Дж. Гер­шви­на (1950, 1959, 1983), К. Пор­те­ра (1956, 1972), Дю­ка Эл­линг­то­на (с его ор­ке­ст­ром, 1957), И. Бер­ли­на (1958), А. К. Жобина (1981). Пе­ла в ансамбле с Л. Арм­ст­рон­гом, Ф. Синатрой, Л. Джорданом, О. Питерсоном, Дж. Пассом, Р. Брау­ном (муж Ф. в 1947–53), Т. Тилемансом и многими другими известными джазовыми и эстрадными музыкантами. Га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в США, стра­нах Ев­ро­пы, в 1964 в Япо­нии. Вы­сту­па­ла на ме­ж­ду­народных джа­зо­вых фес­ти­ва­лях – Нью­порт­ском (1957), в Мон­трё (1969–81), с 1947 не­од­но­крат­но пе­ла в Кар­не­ги-хол­ле. За­вер­ши­ла пуб­лич­ные вы­сту­п­ле­ния в 1993.

Круп­ней­шая джа­зо­вая пе­ви­ца 20 в. Об­ла­да­ла боль­шим диа­па­зо­ном (две ок­та­вы, при по­мо­щи фаль­це­та рас­ши­ряв­шие­ся до трёх ок­тав), мяг­ким виб­ра­то. Для ис­пол­нительского сти­ля Ф. ха­рак­тер­ны точ­ность ин­то­ни­ро­ва­ния, безу­преч­ная во­каль­ная тех­ни­ка, изо­бре­та­тель­ная им­про­ви­за­ция, за­час­тую с ими­та­ци­ей музыкальных ин­ст­ру­мен­тов и го­ло­сов других пев­цов [«Flying home» (за­пись 1945), «Take the A train» (за­пи­си 1957, 1964)]. Хре­сто­ма­тий­ной в ис­то­рии джа­за ста­ла 6-ми­нут­ная им­про­ви­за­ция на пес­ню «How high the moon» (за­пись с бер­лин­ско­го кон­цер­та в феврале 1960), в ко­то­рую Ф. ис­кус­но впле­ла ци­та­ты из 20 джа­зо­вых стан­дар­тов. В ре­пер­ту­ар Ф. вхо­ди­ли Ко­лы­бель­ная Кла­ры («Summertime») из опе­ры «Пор­ги и Бесс» Дж. Гер­шви­на, пес­ни «Lady be good», «Cheek to cheek», «A fine romance», «Night in Tunisia» и многие другие. Сня­лась в 6 ки­но­филь­мах, о ней сня­ты около 100 до­ку­мен­таль­ных лент.

Лит.: Nicholson S. Ella Fitzgerald:the complete biography. N. Y., 2004; Schoenberger M. Ella Fitzgerald: First Lady of jazz. Mancato (Minnesota), 2005; Stone T. L. Ella Fitzgerald: up close. N. Y., 2008.

Вернуться к началу