Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИКО́НИА ЧИКОНИЯ ИОАНН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ЧИКО́НИА, Чи­ко­ния (Ciconia) Иоанн (ок. 1370, Льеж – ме­ж­ду 10.6 и 12.7.1412, Па­дуя), фламандский ком­по­зи­тор и тео­ре­тик му­зы­ки. В 1391 пе­ре­ехал из Лье­жа в Рим, пел в ка­пел­ле од­но­го из кар­ди­на­лов. В конце 1390-х гг. му­зы­кант при дво­ре синь­о­ров Вис­кон­ти в Па­вии. С 1401 пев­чий, с 1403 ка­пель­мей­стер (cantor et custos) в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Па­дуи, где ра­бо­тал до кон­ца дней. Как ком­по­зи­тор ис­пы­тал влия­ние Ф. Лан­ди­ни и Г. де Ма­шо. В ран­ние го­ды от­дал дань сти­лю ars subtilior (ви­ре­ле «Sus une fon­tayne», ка­нон «Le ray au so­leyl»), в даль­ней­шем из­бе­гал мань­е­ри­ст­ских край­но­стей в рит­ми­ке и гар­мо­нии. Пи­сал в раз­ных жан­рах (бал­ла­ты, мад­ри­га­лы, ви­ре­ле, час­ти ор­ди­на­рия мес­сы, мо­те­ты, ка­но­ны и др.) и сти­лях на французском, итальянском, латинском язы­ках. Все мо­те­ты Ч. на­пи­са­ны «на слу­чай»; не­ко­то­рые из них («Ut te per omnes», «Petrum Marcello venetum») изо­рит­ми­че­ские (см. Изо­рит­мия). Ха­рак­тер­ное для Ч. сме­ше­ние сти­лей и тех­ник от­ра­жа­ет пе­ре­ход­ное от сред­них ве­ков к Воз­ро­ж­де­нию со­стоя­ние западноев­ропейской му­зы­ки. Ав­тор трак­та­та «Но­вая му­зы­ка» (1411), кон­сер­ва­тив­но­го по со­дер­жа­нию, от­ра­зив­ше­го пря­мое влия­ние Бо­эция (пи­фа­го­рей­ская тео­рия «му­зы­каль­ных» чи­сел) и Мар­кет­то Па­ду­ан­ско­го (уче­ние о ви­дах кон­со­нан­са и об­ра­зую­щих­ся из них ок­тав­ных ла­дах).

Лит.: Clercx S. J. Ciconia: un musicien liégeois et son temps. Brux., 1960. Vol. 1–2; J. Ciconia: Musicien de la transition / Ed. Ph. Vendrix. Turnhout, 2003.

Вернуться к началу