ФРАНК CЕЗАР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРАНК (Franck) Cезар (Сезар Огюст) (10.12.1822, Льеж – 8.11.1890, Париж), французский композитор, органист, педагог. По происхождению бельгиец. Учился в Льежской консерватории, брал уроки композиции в Париже у А. Рейхи (с 1835), позднее занимался в Парижской консерватории у П. Ж. Циммермана (фп.), Ф. Бенуа (орган), Э. Леборна (композиция). С 13 лет успешно выступал как пианист в городах Бельгии и в Париже. В 1842 познакомился с Ф. Листом, который оказал ему поддержку, способствовал изданию его произведений. С 1843 постоянно жил в Париже. С 1851 органист церкви Сен-Жан-Сен-Франсуа, с 1858 до конца жизни – церкви Сент-Клотильд. С 1872 профессор Парижской консерватории по классу органа, который под его руководством превратился в школу композиции (среди учеников Ф. – В. д’Энди, Ш. Борд, П. О. Бревиль); в 1880-е гг. класс органа посещал К. Дебюсси. С 1886 Ф. возглавлял Национальное музыкальное общество Франции. Славился как органист. В 1880-е гг. состоялись концерты из произведений Ф. в Брюсселе, Антверпене и других городах (до этого времени его сочинения исполнялись нечасто).
Ф. – композитор романтического направления; на стилистику его сочинений повлияла музыка И. С. Баха и Л. ван Бетховена, поздних романтиков (Р. Вагнер, Ф. Лист) и национальные традиции французской и бельгийской музыки. Наряду с И. Брамсом, М. Регером и С. И. Танеевым, отчасти подготовил неоклассицизм в музыке 20 в.: опирался на музыкальные формы барокко и венской классической школы, обильно использовал полифонию. Гармонический язык Ф. предвосхитил некоторые приёмы музыкального импрессионизма. Главное место в наследии Ф. занимают инструментальные сочинения, наиболее известны Симфония d-moll (1888), Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (1885), Соната для скрипки и фортепиано (1886; поныне входит в камерный репертуар скрипачей), фортепианный квинтет f-moll (1879), струнный квартет D-dur (1889), 3 хорала для органа (1890), Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано (1884). Написал много духовной музыки (мессы, мотеты на тексты католического проприя и др.), в основном, для хора с оркестром или с органом, наиболее известна оратория «Заповеди блаженства» («Les Béatitudes») для солистов, хора и оркестра (1879) – одно из самых масштабных произведений Ф.