ЮН И САН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЮН И САН, Юн Исан, Исан Юн (Yun I-sang, Isang Yun) (17.9.1917, близ Чхунму, ныне Тхонъён, Республика Корея – 3.11.1995, Берлин), юж.-кор. и нем. композитор, один из крупнейших представителей азиатского музыкального авангарда. Учился в Осакской конс. (1935–36), брал уроки у Т. Икэноути в Токио (1940–41), в 1956–57 совершенствовался в Парижской конс. у П. Ревеля и Т. Обена, в 1959 окончил Высшую школу музыки в Берлине (у Р. Шварца-Шиллинга по теории музыки, Й. Руфера и Б. Блахера по композиции). В 1958–59 посещал Летние курсы новой музыки в Дармштадте. В 1967 по сфабрикованному обвинению арестован юж.-кор. спецслужбами в Берлине, депортирован на родину и осуждён за шпионаж в пользу КНДР; освобождён в 1969 после обществ. кампании, инициированной И. Ф. Стравинским и Г. фон Караяном. Реабилитирован посмертно. С 1969 жил в Германии (гражданин ФРГ с 1971). В 1969–70 преподавал композицию в Высшей школе музыки и театра Ганновера, в 1971–85 – в Высшей школе музыки Берлина (с 2001 Берлинский ун-т искусств; проф. с 1974). В 1993 выступал с лекциями в «Моцартеуме» (опубликованы). Запрет на исполнение его музыки в Республике Корея снят в 1982.
Междунар. известность получил в 1966 после премьеры оркестровой пьесы «Réak» на Донауэшингенском фестивале. В сочинениях зрелого периода пришёл к оригинальному синтезу вост. и зап. муз. традиций на основе идей даосизма. У Юн и С. они выражены в дуализме «основного тона» [нем. Hauptton, Hauptklang (для обозначения «основного звуковысотного комплекса»)], как правило калейдоскопически меняющегося с каждой фразой выдержанного голоса (наподобие органного пункта; «ян») и его опевания («инь») с использованием типичных для кор. придворной музыки техник орнаментирования нонхён и сигимсэ (но без заимствований традиц. муз. материала и инструментов). (См. также Инь и ян.) Для муз. языка Юн и С. также характерны свободное атональное письмо, развитая гетерофонная фактура, атематичность, полиритмия. Автор 4 опер: «Сон Лу Шэна» (Берлин, 1965), «Вдова бабочки» (Нюрнберг, 1969; исполняются вместе как дилогия «Сны»), «Любовь духов» (Киль, 1971; все три на сюжеты классич. кит. лит-ры), «Сим Чхон» (на одноим. сюжет кор. драмы пхансори; Мюнхен, 1972). 5 симфоний (1983–87) имеют гуманистич. и социально ангажированные программы. 10 инструментальных концертов написаны для ведущих виртуозов своего времени: виолончельный – для З. Пальма (1976), флейтовый – для К. Цёллера (1977), кларнетовый – для Э. Бруннера (1981), гобойный – для Х. Холлигера (1990). Позднее творчество Ю. отмечено упрощением языка и большой интроспекцией (Квинтет № 1 для кларнета и струнных, 1984; «Дистанции» для духового и струнного квинтетов, 1988).