Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮН И САН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 588

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

ЮН И САН, Юн Исан, Исан Юн (Yun I-sang, Isang Yun) (17.9.1917, близ Чхун­му, ны­не Тхонъ­ён, Рес­пуб­ли­ка Ко­рея – 3.11.1995, Бер­лин), юж.-кор. и нем. ком­по­зи­тор, один из круп­ней­ших пред­стави­те­лей ази­ат­ско­го му­зы­каль­но­го аван­гар­да. Учил­ся в Осак­ской конс. (1935–36), брал уро­ки у Т. Икэ­но­ути в То­кио (1940–41), в 1956–57 со­вер­шен­ст­во­вал­ся в Па­риж­ской конс. у П. Ре­ве­ля и Т. Обе­на, в 1959 окон­чил Выс­шую шко­лу му­зы­ки в Бер­ли­не (у Р. Швар­ца-Шил­лин­га по тео­рии му­зы­ки, Й. Ру­фе­ра и Б. Блахе­ра по ком­по­зи­ции). В 1958–59 по­се­щал Лет­ние кур­сы но­вой му­зы­ки в Дарм­штад­те. В 1967 по сфаб­ри­ко­ван­но­му об­ви­не­нию аре­сто­ван юж.-кор. спец­служ­ба­ми в Бер­ли­не, де­пор­ти­ро­ван на ро­ди­ну и осу­ж­дён за шпио­наж в поль­зу КНДР; ос­во­бо­ж­дён в 1969 по­сле об­ществ. кам­па­нии, ини­ции­ро­ван­ной И. Ф. Стра­вин­ским и Г. фон Ка­рая­ном. Реа­би­ли­ти­ро­ван по­смерт­но. С 1969 жил в Гер­ма­нии (гра­ж­да­нин ФРГ с 1971). В 1969–70 пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Выс­шей шко­ле му­зы­ки и те­ат­ра Ган­но­ве­ра, в 1971–85 – в Выс­шей шко­ле му­зы­ки Бер­ли­на (с 2001 Бер­лин­ский ун-т ис­кусств; проф. с 1974). В 1993 вы­сту­пал с лек­ция­ми в «Мо­цар­те­уме» (опуб­ли­ко­ва­ны). За­прет на ис­пол­не­ние его му­зы­ки в Рес­пуб­ли­ке Ко­рея снят в 1982.

Ме­ж­ду­нар. из­вест­ность по­лу­чил в 1966 по­сле пре­мье­ры ор­ке­ст­ро­вой пье­сы «Réak» на До­нау­эшин­ген­ском фес­ти­ва­ле. В со­чи­не­ни­ях зре­ло­го пе­рио­да при­шёл к ори­ги­наль­но­му син­те­зу вост. и зап. муз. тра­ди­ций на ос­но­ве идей дао­сиз­ма. У Юн и С. они вы­ра­же­ны в дуа­лиз­ме «ос­нов­но­го то­на» [нем. Hauptton, Hauptklang (для обо­зна­че­ния «ос­нов­но­го зву­ко­вы­сот­но­го ком­плек­са»)], как пра­ви­ло ка­лей­до­ско­пи­че­ски ме­няю­ще­го­ся с ка­ж­дой фра­зой вы­дер­жан­но­го го­ло­са (на­по­до­бие ор­ган­но­го пунк­та; «ян») и его опе­ва­ния («инь») с ис­поль­зо­ва­ни­ем ти­пич­ных для кор. при­двор­ной му­зы­ки тех­ник ор­на­мен­ти­ро­ва­ния нон­хён и си­гим­сэ (но без за­им­ст­во­ва­ний тра­диц. муз. ма­те­риа­ла и ин­ст­ру­мен­тов). (См. так­же Инь и ян.) Для муз. язы­ка Юн и С. так­же ха­рак­тер­ны сво­бод­ное ато­наль­ное пись­мо, раз­ви­тая ге­те­ро­фон­ная фак­ту­ра, ате­ма­тич­ность, по­ли­рит­мия. Ав­тор 4 опер: «Сон Лу Шэ­на» (Бер­лин, 1965), «Вдо­ва ба­боч­ки» (Нюрн­берг, 1969; ис­пол­ня­ют­ся вме­сте как ди­ло­гия «Сны»), «Лю­бовь ду­хов» (Киль, 1971; все три на сю­же­ты клас­сич. кит. лит-ры), «Сим Чхон» (на од­но­им. сю­жет кор. дра­мы пхан­со­ри; Мюн­хен, 1972). 5 сим­фо­ний (1983–87) имеют гу­ма­ни­стич. и со­ци­аль­но ан­га­жи­ро­ван­ные про­грам­мы. 10 ин­ст­ру­мен­таль­ных кон­цер­тов на­пи­са­ны для ве­ду­щих вир­туо­зов сво­его вре­ме­ни: вио­лон­чель­ный – для З. Паль­ма (1976), флей­то­вый – для К. Цёл­ле­ра (1977), клар­не­то­вый – для Э. Брун­не­ра (1981), го­бой­ный – для Х. Хол­ли­ге­ра (1990). Позд­нее твор­че­ст­во Ю. от­ме­че­но уп­ро­ще­ни­ем язы­ка и боль­шой ин­трос­пек­ци­ей (Квин­тет № 1 для клар­не­та и струн­ных, 1984; «Дис­тан­ции» для ду­хо­во­го и струн­но­го квин­те­тов, 1988).

Соч.: Der verwundete Drache: Dialog über Leben und Werk des Komponisten. Fr./M., 1977 (mit L. Rinser); Über meine Musik. Salz­burg, 1994.

Лит.: Der Komponist Isang Yun / Hrsg. von H.-W. Heister, W.-W. Sparrer. 2. Aufl. Münch., 1997.

Вернуться к началу