КАРАЯ́Н
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАЯ́Н (Karajan) Герберт фон (5.4.1908, Зальцбург – 16.7.1989, Аниф, близ Зальцбурга), австрийский дирижёр. В 1926 окончил консерваторию «Моцартеум» (по классам фортепиано Ф. Ледвинки, композиции Б. Паумгартнера), в 1929 – Венскую музыкальную академию (по классам фортепиано Й. Хофманна, дирижирования А. Вундерера и Ф. Шалька). С 1917 выступал как пианист. В качестве дирижёра дебютировал в 1929 в Городском театре Ульма («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта). Руководил летними курсами дирижирования в «Моцартеуме» (1929–1934), был музик-директором в Ахене (1934–42), руководил Прусской государственной капеллой в Берлине (1939–45). В 1930–1940-е гг. дирижировал операми Р. Вагнера (в Венской государственной опере, 1937, Немецкой государственной опере в Берлине, 1938–44), симфониями Л. ван Бетховена, А. Брукнера. В годы 2-й мировой войны выступал с концертами для оккупационных войск Германии в Париже, Будапеште, Бухаресте; гастролировал в Италии. В 1946–47 ему было запрещено выступать публично как бывшему члену Национал-социалистической немецкой рабочей партии.
Один из крупнейших дирижёров 20 в. (его называли «генеральным музикдиректором Европы»). С 1947 дирижёр, с 1948 пожизненный почётный член Венского общества друзей музыки. Возглавлял лучшие музыкальные коллективы Европы: Венский филармонический (с 1946; гастролировал с ним в СССР в 1962) и Венский симфонический (1948–53) оркестры, Венское хоровое общество (с 1948), миланский театр «Ла Скала» (в 1948–68 постоянный дирижёр; гастролировал с ним в СССР в 1964), Венскую государственную оперу (в 1956–64 музыкальный руководитель, в 1977–79 дирижёр), Берлинский филармонический оркестр (1955–89; гастролировал с ним в СССР в 1969), оркестры Лондона («Филармония», с 1946; в 1959 главный дирижёр) и Парижа (1969–71) и др. Неоднократно участвовал в международных музыкальных фестивалях: Люцернском (1948–88), Байрёйтском (1951–52), Эдинбургском (1953–54). С 1948 принимал участие в Зальцбургском фестивале (в 1964–88 художественный руководитель; среди постановок – «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, на русском языке, 1965), организовал Пасхальный (1967) и Троицкий (1973) фестивали в Зальцбурге. Часто выступал как оперный режиссёр, работал с лучшими солистами своего времени.
К. записал (с 1938 аудиозаписи, с 1965 киноверсии, затем видеозаписи опер и концертов) практически весь свой репертуар, основу которого составляла австро-немецкая музыка от И. С. Баха до Р. Штрауса и К. Орфа (в т. ч. все симфонии Л. ван Бетховена, «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера); из русских композиторов много исполнял П. И. Чайковского (все симфонии, ряд программных симфонических произведений), Н. А. Римского-Корсакова (оркестровые сочинения), М. П. Мусоргского.
В 1968 основал Фонд Караяна, который в 1969–85 проводил (раз в 2 года) Международный конкурс молодых дирижёров и оркестров (среди лауреатов – дирижёры Д.Г. Китаенко, В.С. Синайский, В.А. Гергиев), субсидировал и публиковал исследования по психологии музыкального восприятия. Премия Сименса (1977). 3 премии «Грэмми» (1964–78).
В 1983 ЮНЕСКО учредило Премию Караяна за заслуги в области развития музыкального искусства. В 1995 в Вене основан Центр Караяна.