Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦИ́ККЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 330-331

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

ЦИ́ККЕР (Cikker) Ян (29.7.1911, Бан­ска-Би­ст­ри­ца – 21.12.1989, Бра­ти­сла­ва), сло­вац. ком­по­зи­тор, нар. арт. Че­хосл. Со­циа­ли­стич. Рес­пуб­ли­ки (1966). В 1930–1936 учил­ся в Праж­ской конс. (клас­сы – ком­по­зи­ции Я. Кржич­ки, ди­ри­жи­ро­ва­ния П. Де­де­че­ка, ор­га­на Б. А. Ви­дер­ма­на), од­но­вре­мен­но в 1930–34 изу­чал му­зы­ко­ве­де­ние в Праж­ском ун-те. В 1936–1937 ста­жи­ро­вал­ся как ди­ри­жёр в Вен­ской ака­де­мии му­зы­ки у Ф. Вейн­гарт­не­ра. В 1944 уча­ст­во­вал в сло­вац. Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния. В 1949–77 пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Выс­шей шко­ле ис­пол­ни­тель­ско­го иск-ва в Бра­ти­сла­ве, сре­ди уче­ни­ков – И. Зель­ен­ка, М. Баз­лик, И. Па­рик. С 1975 пред. Че­хосл. муз. со­ве­та при ЮНЕСКО.

Один из наи­бо­лее зна­чит. сло­вац. ком­по­зи­то­ров 20 в. Сре­ди со­чи­не­ний: 10 опер – «Юрай Яно­шик» (о нац. ге­рое; Бра­ти­сла­ва, 1954), «Вос­кре­се­ние» (по ро­ма­ну Л. Н. Тол­сто­го; Пра­га, 1962), «Из жиз­ни на­се­ко­мых» (по мо­ти­вам ко­ме­дии К. Ча­пе­ка и Й. Ча­пе­ка; Бра­ти­сла­ва, 1987); мно­го­числ. хо­ры (в т. ч. об­ра­бот­ки сло­вац. нар. пе­сен); 2 сим­фо­нии (1937, 1975) и др. со­чи­не­ния для ор­ке­ст­ра; сре­ди ка­мер­ных ан­самб­лей по­пу­ляр­ны «10 ко­лы­бель­ных» на нар. тек­сты (1973). Муз. язык Ц., в 1940-е гг. ори­ен­ти­ро­вав­ше­го­ся на позд­ний ро­ман­тизм и им­прес­сио­низм (сим­фо­нич. по­эма «Ле­то», 1941, ор­ке­ст­ро­вая сюи­та «Вос­по­ми­на­ния», 1947), вна­ча­ле со­еди­нял в се­бе мо­даль­ность нар. му­зы­ки с хро­ма­ти­кой рас­ши­рен­ной то­наль­но­сти. На ру­бе­же 1950–60-х гг. сти­ли­сти­ка со­чи­не­ний Ц. зна­чи­тель­но ус­лож­ни­лась, в ком­по­зи­ции за­мет­ную роль ста­ла иг­рать се­рий­ная тех­ни­ка, в гар­мо­нии – ли­не­ар­ность, от­сут­ст­вие яс­но­го то­наль­но­го цен­тра («Бла­жен­ны мёрт­вые. Раз­мыш­ле­ние о мо­те­те Г. Шют­ца», 1964, «Ор­ке­ст­ро­вые этю­ды к дра­ме», 1965, и др.). Гос. пр. Че­хосл. Со­циа­ли­стич. Рес­пуб­ли­ки (1955, 1963).

Лит.: Šamko J. J. Cikker. Brat., 1955; Zvara V. J. Cikker: Auferstehung: Entstehung, Wirkung und Interpretation der Oper. Brat., 2000.

Вернуться к началу