ЦИ́ККЕР
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦИ́ККЕР (Cikker) Ян (29.7.1911, Банска-Бистрица – 21.12.1989, Братислава), словац. композитор, нар. арт. Чехосл. Социалистич. Республики (1966). В 1930–1936 учился в Пражской конс. (классы – композиции Я. Кржички, дирижирования П. Дедечека, органа Б. А. Видермана), одновременно в 1930–34 изучал музыковедение в Пражском ун-те. В 1936–1937 стажировался как дирижёр в Венской академии музыки у Ф. Вейнгартнера. В 1944 участвовал в словац. Движении Сопротивления. В 1949–77 преподавал композицию в Высшей школе исполнительского иск-ва в Братиславе, среди учеников – И. Зельенка, М. Базлик, И. Парик. С 1975 пред. Чехосл. муз. совета при ЮНЕСКО.
Один из наиболее значит. словац. композиторов 20 в. Среди сочинений: 10 опер – «Юрай Яношик» (о нац. герое; Братислава, 1954), «Воскресение» (по роману Л. Н. Толстого; Прага, 1962), «Из жизни насекомых» (по мотивам комедии К. Чапека и Й. Чапека; Братислава, 1987); многочисл. хоры (в т. ч. обработки словац. нар. песен); 2 симфонии (1937, 1975) и др. сочинения для оркестра; среди камерных ансамблей популярны «10 колыбельных» на нар. тексты (1973). Муз. язык Ц., в 1940-е гг. ориентировавшегося на поздний романтизм и импрессионизм (симфонич. поэма «Лето», 1941, оркестровая сюита «Воспоминания», 1947), вначале соединял в себе модальность нар. музыки с хроматикой расширенной тональности. На рубеже 1950–60-х гг. стилистика сочинений Ц. значительно усложнилась, в композиции заметную роль стала играть серийная техника, в гармонии – линеарность, отсутствие ясного тонального центра («Блаженны мёртвые. Размышление о мотете Г. Шютца», 1964, «Оркестровые этюды к драме», 1965, и др.). Гос. пр. Чехосл. Социалистич. Республики (1955, 1963).