Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕ́ЙДЕН ЧАРЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Романчиков

ХЕ́ЙДЕН (Haden) Чарли (6.8.1937, Шенандоа, штат Айова – 11.7.2014, Лос-Анджелес), американский джазовый контрабасист и композитор. Вошёл в историю джаза как новатор контрабасового искусства. С детства пел и играл на фортепиано в семейном ансамбле кантри. Игру на контрабасе освоил самостоятельно, музыкального образования не получил. В 1957–59 выступал в джазовом квинтете пианиста П. Блея, гастролировал с ним по США (концертные записи опубликованы на CD в 1970-х гг.). В 1959 вошёл в ансамбль О. Коулмана, заложившего основу стиля фри-джаз. Это сотрудничество оказало большое влияние на формирование творческой личности и на развитие импровизационного и мелодического таланта Х. Среди альбомов, записанных Х. в составе ансамбля Коулмана: «The shape of jazz to come» (1959), «Change of the century» (1960), «This is our music» (1961), «Free jazz: A collective improvisation» (1961). В 1960-х гг. работал с Дж. Колтрейном (альбом «The Avant-Garde», записан в 1960, издан в 1966), гитаристом Джо Пассом («12-string guitar movie themes», 1964), саксофонистом Арчи Шеппом («Mama too tight», 1966), трубачом А. Шортером («Orgasm», 1969) и др. известными музыкантами.

В 1969 возглавил ансамбль «Liberation Music Orchestra», в композициях которого авангардные джазовые импровизации причудливо сочетаются с испанскими политическими песнями. Дебютный альбом – «Liberation Music Orchestra» (1970), посвящённый Гражданской войне в Испании 193639, для него Х. написал 2 пьесы («Песня Че» и «Circus '68 '69»). Всего ансамбль выпустил 6 альбомов, последний – «Time / Life» (записан в 2011). Со 2-й пол. 1960-х гг. Х. тесно сотрудничал с К. Джарреттом: музыканты вместе записывались (первая совместная работа — альбом «Life between the exit signs», 1968; всего Х. записался в 20 альбомах Джарретта), гастролировали во многих странах, выступали на крупных фестивалях, в т. ч. на Ньюпортском джазовом фестивале (1976). В 1989 Х. участвовал в джазовом фестивале в Монреале, где дал 8 сольных концертов при участии саксофониста Дж. Хендерсона, ударника Эла Фостера, трубача Дона Черри, кубинского пианиста Г. Рубалькабы и др. (серия концертных записей «The Montreal tapes» издана в 1994–2003). В конце 1980-х гг. основал и возглавил джазовый ансамбль «Quartet West», с которым до 2007 записал 8 альбомов. С начала 1980-х гг. работал также с П. Метени, в составе его ансамбля записался в 4 альбомах; общий альбом Х. и Метени «Beyond the Missouri sky» удостоен премии «Грэмми» (1997). Вместе с  пианистом Хэнком Джонсом записал диск «Come Sunday» (2012), состоящий из христианских гимнов и спиричуэлс.

С 1960-х гг. последовательно трактовал контрабас не только как аккомпанирующий, но и как изысканный мелодический инструмент, равноправный участник ансамбля. Импровизациям Х. свойственны свободное владение разнообразными штрихами и приёмами игры, узнаваемый саунд, безупречная интонация. В ансамбле его виртуозные соло идеально, с классической простотой и чуткостью сбалансированы с игрой партнёров. Сольная дискография Х. насчитывает более 20 альбомов, в числе наиболее известных его композиций – «First song», «In the moment», «Nightfall». Солировал в большой (более 20 мин звучания) концертной пьесе «By the Vaar» для контрабаса и камерного оркестра британского композитора-авангардиста Г. Брайарса (1987).

Лауреат 4 премий «Грэмми», в т. ч. в номинации «за достижения всей жизни» (2013). В 2009 о творчестве Х. снят документальный фильм (режиссёр Р. Кадуфф).

Вернуться к началу