Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИ́ТЕ́РН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
«Житие св. Мартина». Фрагмент фрески работы Симоне Мартини из церкви Святого Франциска (Ассизи, ок. 1317). Гитерн изображён в руках у музыканта справа.

ГИ́ТЕ́РН, гите́рна (франц. guiterne; лат. ghiterna, quintaria и др.; нем. Quintern), струнный щипковый музыкальный инструмент, широко распространённый в позднесредневековой Европе. Предположительно заимствован в 13 в. от арабов Средиземноморья. Специфический термин известен со 2-й пол. 14 в., встречается у Г. де Машо в поэтической хронике «Взятие Александрии» (ок. 1367). Латинское обозначение инструмента восходит к кон. 13 в. (впервые – у Иоанна де Грокейо  как «quitarra sarracenica» – «сарацинская гитерна»), спорадически встречается в 14 в. [Ф. Виллани в «Книге о происхождении Флоренции и её знаменитых гражданах» (1396) называет Г. среди инструментов, которыми владел Ф. Ландини], широко представлено в музыкально-теоретических трактатах 15 в., особенно у И. Тинкториса («Об изобретении и применении музыки», ок. 1481; автор упоминает особую популярность Г. в Каталонии).

Современные представления об устройстве Г. в связи с отсутствием его органологических описаний в старинных источниках основываются, по большей части, на музыкальной иконографии. Первые изображения инструмента фиксируются в иллюминированной испанской рукописи с кантигами Деве Марии (ок. 1280), в значительном количестве они встречаются на живописных полотнах, в книжных миниатюрах и скульптурных рельефах разного происхождения в 14–15 вв. Как и западноевропейская лютня, Г. имеет грушевидный корпус, однако чёткой границы между корпусом, шейкой и колковой коробкой нет: как правило, инструмент вырезался из единого куска дерева. Резонаторный корпус и шейка Г. несколько меньше, чем у лютни. Струны двухорные, количество струн колебалось, но обычно составляло 4–5 (отсюда – термины «Quintern»«quinterna», от лат. quinque — пять).

Сохранилось 3 подлинных экземпляра Г.: из Милана (ок. 1420; «Метрополитен-музей», Нью-Йорк), из Германии (ок. 1450; Музей Вартбургского замка), из Польши (15 в.; Археологический музей Эльблонга). Идентификация Г. – предмет научных дискуссий, вследствие сходства с цитолью. Некоторые исследователи считают Г. предшественником испанской виуэлы и итальянской мандолины.

Вернуться к началу