МАНДОЛИ́НА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНДОЛИ́НА (итал. mandolino, уменьшит. от mandola), струнный щипковый инструмент лютневого типа. Известен в двух разновидностях.
М. с жильными (точнее, кишечными) струнами, похожая на маленькую европ. лютню (имела наборный полусферич. корпус, плоскую деку, фигурную розетку, 4–6 хоров по большей части двойных струн), была широко распространена в 17–18 вв. Настройка терцово-квартовая (с большой терцией внизу) или квартовая. Техника правой руки основана на защипывании струн. Раннее историч. назв. – мандола (итал. mandola). Первые из сохранившихся инструментов относятся к 17 в. (работы М. Селласа), известны 2 М. работы А. Страдивари. К 17 в. восходят и первые известные образцы музыки, предназначенные специально для этого инструмента: обработки танцев и песен. С кон. 17 в. наряду с др. щипковыми инструментами М. включалась в состав оркестров при исполнении кантат, опер, ораторий, инструментальной музыки. Использовалась и в группе бассо континуо, и как сольный инструмент; в 1-й пол. 18 в. стала популярна ария с облигатной М. (в операх, ораториях). В 18 в. сольная музыка для М. усложнилась; её вершины – крупные инструментальные сочинения А. Вивальди, И. А. Хассе (в т. ч. концерты с участием одной и двух М.). В кон. 18 в. на такой М. стали также играть плектром. М. с квартовой настройкой уступила место неаполитанской М., но сохранилась доныне в виде т. н. миланской мандолины.
В сер. 18 в. сконструирован инструмент с более ярким и громким звуком – т. н. неаполитанская М. (назван по месту возникновения). Она изначально имела металлич. струны и плекторную технику игры. Корпус более глубокий, чем у др. щипковых, дека изогнутая, резонаторное отверстие открытое, головка гитарного типа (колки вставляются с тыльной стороны). Струны (4 хора двойных струн) настраиваются в квинту (идентично скрипке). Первоначально считалась простонародным, «уличным» инструментом. В сер. 18 в. наибольшего влияния и популярности достигла во Франции, хотя сочиняли для М. прежде всего неаполитанские композиторы. В Париже в 1761–83 опубликовано св. 80 сб-ков мандолинной музыки, включавших сочинения для дуэта М., пригодные для любительского музицирования; сонаты для М. и баса; вокальные произведения в сопровождении М. Всплеск популярности М. в кон. 18 в. наблюдался в Австрии и России. Дж. Паизиелло (в то время придворный композитор в С.-Петербурге) ввёл М. в оперу «Севильский цирюльник» (С.-Петербург, 1782). Успех этой оперы прочно связал звучание М. с аккомпанементом серенад в комич. операх, что повлияло, вероятно, и на В. А. Моцарта. В 1787, готовясь к постановке оперы «Дон Жуан» в Праге, Моцарт включил в готовую партитуру канцонетту Дон Жуана с мандолинным сопровождением (3-я сцена 2-го действия); на премьере партию М. играл пражский мандолинист Я. К. Кухарж. Неск. сочинений для М. написал Л. ван Бетховен. И. Н. Гуммель сочинил мандолинный концерт (1799) для виртуоза Б. Бортолацци.
Неаполитанская М. нашла применение в нар. практике в России (завезена итальянцами в 1770-е гг.), Белоруссии и др. странах. Во 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв. в разных странах мира (в Италии и др. странах Европы, США, Канаде, Австралии, Японии) широко распространились мандолинные оркестры, состоящие из инструментов разных регистровых разновидностей.