ТРОМБО́Н
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРОМБО́Н (от итал. tromba – труба), европ. духовой амбушюрный инструмент. Состоит из свёрнутой определённым образом длинной тонкой металлич. трубки с выдвижной кроной (кулисой), мундштука, раструба. Входит в оркестровую группу медных духовых инструментов (принятые обозначения в партитуре: итал. trombone, нем. Posaune, и др.). Появился в 15 в. За всю историю существования претерпел минимальные конструктивные изменения, совр. вид приобрёл в сер. 19 в.
В совр. практике применяются 2 осн. разновидности Т.: теноровый (длина трубки при закрытой кулисе 290 см; звук отличается необычайной мощью и блеском, величественным и мужественным характером) и тенор-бас, обычно называемый басовым (длина трубки та же, мензура больше, имеется квартвентиль для извлечения низких звуков; см. Вентиль). От «си-бемоль» большой октавы в 1-й позиции извлекается натуральный звукоряд, все последующие натуральные звукоряды получаются за счёт передвижения кулисы из более высоких позиций (всего 7, расстояние между двумя соседними позициями полутон). Т. – инструмент нетранспонирующий, записывается в басовом, теноровом, альтовом ключах, диапазон тенорового Т. – от «ми» контроктавы до «фа» 2-й октавы. В симфонич. и оперном оркестре обычно используются 2 теноровых Т. и один басовый. Образцы применения: «Tuba mirum» в Реквиеме и сцена появления Командора в финале оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта, сцена в лесу в опере «Жизнь за царя» и «гамма Черномора» в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки; сцена поединка в опере «Евгений Онегин» и тема трёх карт в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского; «Болеро» М. Равеля и мн. другие. Т. широко применяется в джазе. Некоторые историч. разновидности Т. возрождаются в аутентичном исполнительстве.