Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРОМБО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 427

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Тромбон.

ТРОМБО́Н (от итал. tromba – тру­ба), ев­роп. ду­хо­вой ам­бу­шюр­ный ин­ст­ру­мент. Со­сто­ит из свёр­ну­той оп­ре­де­лён­ным об­ра­зом длин­ной тон­кой ме­тал­лич. труб­ки с вы­движ­ной кро­ной (ку­ли­сой), мунд­шту­ка, рас­тру­ба. Вхо­дит в ор­ке­ст­ро­вую груп­пу мед­ных ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов (при­ня­тые обо­зна­че­ния в пар­ти­ту­ре: итал. trombone, нем. Posaune, и др.). Поя­вил­ся в 15 в. За всю ис­то­рию су­ще­ст­во­ва­ния пре­тер­пел ми­ни­маль­ные кон­ст­рук­тив­ные из­ме­не­ния, совр. вид при­об­рёл в сер. 19 в.

В совр. прак­ти­ке при­ме­ня­ют­ся 2 осн. раз­но­вид­но­сти Т.: те­но­ро­вый (дли­на труб­ки при за­кры­той ку­ли­се 290 см; звук от­ли­ча­ет­ся не­обы­чай­ной мо­щью и бле­ском, ве­ли­че­ст­вен­ным и му­же­ст­вен­ным ха­рак­те­ром) и те­нор-бас, обыч­но на­зы­вае­мый ба­со­вым (дли­на труб­ки та же, мен­зу­ра боль­ше, име­ет­ся кварт­вен­тиль для из­вле­че­ния низ­ких зву­ков; см. Вен­тиль). От «си-бе­моль» боль­шой ок­та­вы в 1-й по­зи­ции из­вле­ка­ет­ся на­ту­раль­ный зву­ко­ряд, все по­сле­дую­щие на­ту­раль­ные зву­ко­ря­ды по­лу­ча­ют­ся за счёт пе­ре­дви­же­ния ку­ли­сы из бо­лее вы­со­ких по­зи­ций (все­го 7, рас­стоя­ние ме­ж­ду дву­мя со­сед­ни­ми по­зи­ция­ми по­лу­тон). Т. – ин­ст­ру­мент не­транс­по­ни­рую­щий, за­пи­сы­ва­ет­ся в ба­со­вом, те­но­ро­вом, аль­то­вом клю­чах, диа­па­зон те­но­ро­во­го Т. – от «ми» кон­трок­та­вы до «фа» 2-й ок­та­вы. В сим­фо­нич. и опер­ном ор­ке­ст­ре обыч­но ис­поль­зу­ют­ся 2 те­но­ро­вых Т. и один ба­со­вый. Об­раз­цы при­ме­не­ния: «Tuba mirum» в Ре­к­вие­ме и сце­на по­яв­ле­ния Ко­ман­до­ра в фи­на­ле опе­ры «Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та, сце­на в ле­су в опе­ре «Жизнь за ца­ря» и «гам­ма Чер­но­мора» в опе­ре «Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки; сце­на по­един­ка в опе­ре «Ев­ге­ний Оне­гин» и те­ма трёх карт в опе­ре «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го; «Бо­ле­ро» М. Ра­ве­ля и мн. дру­гие. Т. ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в джа­зе. Не­ко­то­рые ис­то­рич. раз­но­вид­но­сти Т. воз­ро­ж­да­ют­ся в ау­тен­тич­ном ис­пол­ни­тель­ст­ве.

Лит.: Ро­галь-Ле­виц­кий Д. Р. Со­вре­мен­ный ор­кестр. М., 1953. Т. 2; Baines A. Brass instruments: Their history and development. N. Y., 1993.

Вернуться к началу