Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́РКМЕ́ЙСТЕР АНДРЕАС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Зубов

ВЕ́РКМЕ́ЙСТЕР (Werckmeister) Ан­д­ре­ас (30.11.1645, Бен­нек­кен­штайн, Тю­рин­гия – 26.10.1706, Халь­бер­штадт), немецкий тео­ре­тик му­зы­ки, ор­га­нист, ком­по­зи­тор. В дет­ст­ве за­ни­мал­ся под руководством дя­ди, ор­га­ни­ста Кри­стиа­на Веркмейстера, за­тем обу­чал­ся в гим­на­зи­ях Норд­хау­зе­на и Квед­лин­бур­га. Был ор­га­ни­стом в Ха­сель­фель­де (1664–74), Квед­лин­бур­ге (1675–96), Халь­бер­штад­те (1696–1706).

Один из влия­тель­ней­ших тео­ре­ти­ков сво­его вре­ме­ни, ав­тор ши­ро­ко из­вест­ных трак­та­тов (со­хра­ни­лось 10). Они объ­е­ди­не­ны вос­хо­дя­щей к ан­тич­но­сти иде­ей му­зы­ки как ма­те­ма­тической нау­ки (μουσιϰή), от­ра­жаю­щей бо­же­ст­вен­но пред­пи­сан­ные прин­ци­пы ми­ро­уст­рой­ст­ва. Ис­то­рическое дос­ти­же­ние Веркмейстера – изо­бре­те­ние спо­со­ба «хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­вать кла­вир» («ein Clavier wohl zu temperiren»), для че­го он раз­ра­бо­тал 4 «хо­ро­шие» тем­пе­ра­ции (современное обо­зна­че­ние: Werckmeister III, IV, V, VI). В их ос­но­ве ле­жит сле­дую­щий прин­цип: замк­ну­тость 12-сту­пен­но­го зву­ко­ря­да с воз­мож­но­стью модуляций и при­ем­ле­мое для слу­ха зву­ча­ние всех 24 то­наль­но­стей обес­пе­чи­ва­ет­ся рас­ши­ре­ни­ем или су­же­ни­ем не­ко­то­рых из 12 квинт так, что­бы сум­мар­ная ве­ли­чи­на всех от­кло­не­ний тем­пе­ри­ро­ван­ных квинт от аку­сти­че­ски чис­тых со­ста­ви­ла пи­фа­го­ро­ву ком­му. Вы­бор кон­крет­ной «хо­ро­шей» тем­пе­ра­ции за­ви­сит от ху­дожественной за­да­чи (пред­поч­те­ние «спо­кой­но­го» или «на­пря­жён­но­го» зву­ча­ния тех или иных то­наль­но­стей) и от тех­нических воз­мож­но­стей (например, тру­до­ём­кость пе­ре­на­строй­ки ор­га­на). Так, тем­пе­ра­ция Werckmeister III, «пред­поч­ти­тель­ная для хро­ма­ти­че­ско­го ро­да» («dem generi chro­matico favorabel»), со­сто­ит в умень­ше­нии ка­ж­дой из 4 квинт (с–g, g–d, d–a, h–fis) на 1/4 пи­фа­го­ро­вой ком­мы; ос­таль­ные 8 квинт на­страи­ва­ют­ся чис­то. Во­пре­ки рас­про­стра­нён­но­му мне­нию, Веркмейстер не был ни изо­бре­та­те­лем, ни сто­рон­ни­ком рав­но­мер­ной тем­пе­ра­ции (счи­тал, что то­ж­де­ст­вен­ность ин­тер­валь­ных со­ста­вов раз­ных то­наль­но­стей при­во­дит к ни­ве­ли­ро­ва­нию ин­ди­ви­ду­аль­ной ок­ра­ски ка­ж­дой из них).

«Хо­ро­шие» тем­пе­ра­ции Веркмейстера, от­крыв­шие дос­туп в то­наль­но­сти от­да­лён­ных сте­пе­ней род­ст­ва, ста­ли мощ­ным сти­му­лом для экс­пе­ри­мен­тов в об­лас­ти зву­ко­вы­сот­ной сис­те­мы и в тех­ни­ке ком­по­зи­ции. Они бы­ли при­ня­ты ве­ду­щи­ми ор­га­но­строи­те­ля­ми и ком­по­зи­то­ра­ми. Так, Д. Бук­сте­ху­де, ко­то­рый был дру­гом Веркмейстера, пе­ре­на­стро­ил (в 1683) ор­ган в церкви Св. Ма­рии в г. Лю­бек, с боль­шой ве­ро­ят­но­стью, в тем­пе­ра­ции Werckmeister III, со­глас­но ре­ко­мен­да­ци­ям трак­та­та Веркмейстера «Or­gel-Probe» (1681). Тер­ми­ном Веркмейстера «хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­ный кла­вир» И. С. Бах оза­гла­вил свой зна­ме­ни­тый сбор­ник пре­лю­дий и фуг во всех то­наль­но­стях. Со 2-й половины 20 в. тем­пе­ра­ции Веркмейстера ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся при на­строй­ке ор­га­нов и кла­ве­си­нов для ис­пол­не­ния му­зы­ки ба­рок­ко.

Вернуться к началу