Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БО́ССА-НО́ВА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

БО́ССА-НО́ВА (португ. жарг. bossa nova – новая особенность, новый стиль), жанр бразильской популярной музыки. Термин возник из текста песни А. К. Жобина «Дезафинадо» (1959), которая задумывалась как насмешка над неумелыми музыкантами, не попадавшими ни в тон, ни в ритм (португ. desafinado – мимо нот, фальшиво), но делавшими вид, что так и надо: «это такой новый стиль» («que isso é bossa nova»). Создатели босса-новы  Жобин и Ж. Жилберту  взяли за основу бразильскую самбу, пересмотрев её эстетику и музыкальный язык.

Босса-нова лишена танцевальности самбы и в то же время эмоционального «надрыва», характерного для многих разновидностей лирической эстрадной песни. Мелодическую специфику босса-новы сформировали манера пения Жуана и Аструд Жилберту, а также имитирующие эту манеру звук и фразировка саксофониста С. Гетца (все они – участники записей нескольких ключевых альбомов босса-новы). Типичная босса-нова исполняется вполголоса, почти без вибрато, спокойно, с налётом лёгкой грусти; мелодия носит характер «неточного напевания», граничащего с поэтической декламацией. Тональная гармония имеет выраженно джазовый колорит, «простые» трезвучия избегаются (даже в каденциях), широко используются септ- и нонаккорды с добавочными и/или заменными тонами. Сложности джазовой гармонии босса-новы компенсируются её развёртыванием в «квадратах» песенной формы. Заметная стилистическая черта  остинатные ритмические формулы в аккомпанементе гитары и/или ударных, с обязательными синкопами: игру Ж. Жилберту, который систематически использовал такие формулы в гитарном аккопаманементе (впервые — в песне Жобина «Прочь, тоска» [«Chega de saudade»], 1958), критики образно назвали «заикающейся гитарой» (португ. violão gago).

Расцвет босса-новы пришёлся на 1960-е гг. Известнейшие образцы жанра созданы Жобином, помимо «Chega de saudade» и «Дезафинадо» — «Счастье» («A felicidade», 1958), «Безрассудство» («Insensatez», 1961), «Грусть» («Tristeza», 1965), «Волна» («Wave», 1967) и некоторые другие. «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema», 1962, музыка Жобина на стихи В. де Морайса) стала международной эмблемой босса-новы. В 1970–80-е гг. некоторые её образцы приобрели статус джазовых стандартов. Стилевые элементы босса-новы проникли в американский «электромузыкальный» стиль фьюжн, афроамериканский соул, стали неотъемлемой частью латиноамериканской эстрады (песни Р. Менескаля, Э. Линса и др.). Тексты наиболее популярных песен из коммерческих соображений были переведены на английский язык, в результате специфическая «пряность» босса-новы, традиционно исполнявшейся на португальском языке, была утрачена.

Лит.: Castro R. Bossa nova: the story of the Brazilian music that seduced the world. Chicago, 2000.

Вернуться к началу