БО́ССА-НО́ВА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Электронная версия:
БО́ССА-НО́ВА (португ. жарг. bossa nova – новая особенность, новый стиль), жанр браз. популярной музыки. Термин возник из текста песни А. К. Жобина «Дезафинадо» (1959), которая считается первым классич. образцом Б.-н. Песня задумывалась как насмешка над неумелыми музыкантами, которые не попадали ни в тон, ни в ритм (португ. desafinado – мимо нот, фальшиво), но делали вид, что так и надо: «это такой новый стиль» («que isso é bossa nova»). Создатели Б.-н. – Жобин и Ж. Ж. Жилберту – взяли за основу браз. самбу, пересмотрев её эстетику и муз. язык. Б.-н. лишена танцевальности самбы и в то же время эмоционального «надрыва», характерного для мн. разновидностей лирич. эстрадной песни. Мелодич. специфику Б.-н. сформировали манера пения Ж. Ж. и А. Жилберту, а также имитирующие эту манеру звук и фразировка саксофониста С .Гетца (все они – участники записей нескольких ключевых альбомов Б.-н.). Типичная Б.-н. исполняется вполголоса, почти без вибрато, спокойно, иногда с налётом лёгкой грусти; мелодия имеет характер «неточного напевания» на грани с поэтич. декламацией. Тональная гармония имеет выраженно джазовый колорит, «простые» трезвучия избегаются (даже в каденциях), широко используются септ- и нонаккорды с добавочными или заменными тонами. Сложности джазовой гармонии Б.-н. компенсируются её развёртыванием в «квадратах» песенной формы. Яркая стилистич. черта Б.-н. – остинатные ритмические формулы в аккомпанементе гитары и/или ударных, с обязательными синкопами: игру Ж. Ж. Жилберту, который ввёл эти формулы, португ. критики образно назвали «заикающейся гитарой» (violão gago).
Расцвет Б.-н. пришёлся на 1960-е гг. В это время появились самые известные образцы жанра (помимо «Дезафинадо»): «Самба одной ноты» («Samba de uma nota só», 1960), «Я танцую самбу» («Só danço samba», 1964), «Грусть» («Tristeza», 1965), «Беримбау» (по названию бразильского нац. инструмента; 1965); «Девушка из Ипанемы» (1962, на стихи В. де Морайса) стала междунар. эмблемой Б.-н. В 1970–80-е гг. некоторые Б.-н. приобрели статус джазовых стандартов (клише для джазовой обработки); стилевые элементы Б.-н. проникли в амер. «электромузыкальный» стиль фьюжн, афроамер. соул, стали неотъемлемой частью латиноамер. эстрады (песни Э. Линса и др.). Тексты наиболее популярных Б.-н. из коммерческих соображений были переведены на англ. яз., в результате специфич. «пряность» Б.-н., обусловленная сочетанием браз. (португ.) текста и браз. музыки, была утрачена.