БО́ССА-НО́ВА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Электронная версия:
БО́ССА-НО́ВА (португ. жарг. bossa nova – новая особенность, новый стиль), жанр бразильской популярной музыки. Термин возник из текста песни А. К. Жобина «Дезафинадо» (1959), которая считается первым классическим образцом босса-новы. Песня задумывалась как насмешка над неумелыми музыкантами, которые не попадали ни в тон, ни в ритм (португ. desafinado – мимо нот, фальшиво), но делали вид, что так и надо: «это такой новый стиль» («que isso é bossa nova»). Создатели босса-новы – Жобин и Ж. Ж. Жилберту – взяли за основу бразильскую самбу, пересмотрев её эстетику и музыкальный язык.
Босса-нова лишена танцевальности самбы и в то же время эмоционального «надрыва», характерного для многих разновидностей лирической эстрадной песни. Мелодическую специфику босса-новы сформировали манера пения Ж. Ж. и А. Жилберту, а также имитирующие эту манеру звук и фразировка саксофониста С. Гетца (все они – участники записей нескольких ключевых альбомов босса-новы). Типичная босса-нова исполняется вполголоса, почти без вибрато, спокойно, иногда с налётом лёгкой грусти; мелодия имеет характер «неточного напевания», граничащего с поэтической декламацией. Тональная гармония имеет выраженно джазовый колорит, «простые» трезвучия избегаются (даже в каденциях), широко используются септ- и нонаккорды с добавочными и/или заменными тонами. Сложности джазовой гармонии босса-новы компенсируются её развёртыванием в «квадратах» песенной формы. Яркая стилистическая черта босса-новы – остинатные ритмические формулы в аккомпанементе гитары и/или ударных, с обязательными синкопами: игру Ж. Ж. Жилберту, который ввёл эти формулы, критики образно назвали «заикающейся гитарой» (порт. violão gago).
Расцвет босса-новы пришёлся на 1960-е гг. В это время появились самые известные образцы жанра (помимо «Дезафинадо»): «Самба одной ноты» («Samba de uma nota só», 1960), «Я танцую самбу» («Só danço samba», 1964), «Грусть» («Tristeza», 1965), «Беримбау» (по названию национального инструмента; 1965); «Девушка из Ипанемы» (1962, на стихи В. де Морайса) стала международной эмблемой босса-новы. В 1970–80-е гг. некоторые пьесы приобрели статус джазовых стандартов; стилевые элементы босса-новы проникли в американский «электромузыкальный» стиль фьюжн, афроамериканский соул, стали неотъемлемой частью латиноамериканской эстрады (песни Э. Линса и др.). Тексты наиболее популярных пьес из коммерческих соображений были переведены на английский язык, в результате специфическая «пряность» босса-новы, обусловленная сочетанием бразильского (португальского) текста и бразильской музыки, была утрачена.