Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́ПУШ ИОГАНН КРИСТОФ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 589

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Л. Бахрах

ПЕ́ПУШ (Pepusch) Ио­ганн Кри­стоф (Джон Кри­сто­фер) (1667, Бер­лин – 20.7.1752, Лон­дон), англ. ком­по­зи­тор, муз. пе­да­гог и об­ществ. дея­тель. По про­ис­хо­ж­де­нию не­мец, по­лу­чил муз.-тео­ре­тич. об­ра­зо­ва­ние под рук. кан­то­ра бер­лин­ской Ма­риен­кир­хе М. Клин­ген­бер­га. В 1681–97 на­хо­дил­ся на служ­бе при прус­ском дво­ре. С 1704 жил и ра­бо­тал в Лон­до­не. Пер­во­на­чаль­но ра­бо­тал в ор­ке­ст­рах разл. те­ат­ров как аль­тист и кла­ве­си­нист, в 1707 для пас­тич­чо «То­ми­рис, ца­ри­ца Ски­фии» на­пи­сал ре­чи­та­ти­вы и не­ко­то­рые пес­ни, в 1710 опуб­ли­ко­вал 6 англ. кан­тат на тек­сты Дж. Хью­за. В 1713 Окс­форд­ский ун-т удо­сто­ил П. поч. ти­ту­ла «док­тор му­зы­ки» за оду на за­клю­че­ние Ут­рехт­ско­го ми­ра 1713 (му­зы­ка не сохр.). С 1714 муз. рук. те­ат­ра «Дру­ри-Лейн», для ко­то­ро­го на­пи­сал му­зы­ку к 4 англ. мас­кам: «Ве­не­ра и Адо­нис» (1715), «Мир­тил­ло и Лау­ра», «Апол­лон и Даф­на» и «Смерть Ди­до­ны» (все 1716). В 1716–32 (с пе­ре­ры­ва­ми) муз. рук. те­ат­ра «Лин­кольнс Инн Филдс». Наи­бо­лее зна­чит. опыт ра­бо­ты П. в об­лас­ти те­ат­ра – му­зы­ка к пье­се «Опе­ра ни­щих» (или «Опе­ра ни­ще­го») Дж. Гея («Лин­кольнс Инн Филдс», 1728), ко­то­рая вклю­ча­ет увер­тю­ру и ак­ком­па­не­мент (циф­ро­ван­ный бас) ко мн. пес­ням (пес­ни ор­ке­ст­ро­вал в 1770 Т. Лин­ли; фак­си­ми­ле ори­ги­наль­но­го из­да­ния опуб­ли­ко­ва­но в 1921; ны­не ис­пол­ня­ет­ся в ред. Б. Брит­те­на, 1948). Эта т. н. бал­лад­ная опе­ра во­шла в ис­то­рию му­зы­ки как дерз­кая па­ро­дия на итал. опе­ру-се­риа (в ча­ст­но­сти, на твор­че­ст­во Г. Ф. Ген­де­ля) и как один из про­то­ти­пов нац. англ. опе­ры. Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка П. (из­да­ва­лась в разл. сбор­ни­ках в 1705–18) сви­де­тель­ст­ву­ет о кон­тра­пунк­ти­че­ском мас­тер­ст­ве и не­за­уряд­ном ме­ло­ди­че­ском да­ре (со­на­ты и кон­цер­ты для блок­флей­ты, скри­пич­ные со­на­ты). П. – один из ос­но­ва­те­лей Ака­де­мии во­каль­ной му­зы­ки (1710; с 1726 Ака­де­мия ста­рин­ной му­зы­ки), ко­то­рую воз­глав­лял до 1751. Ос­та­вив ком­по­зи­цию, по­свя­тил се­бя со­би­ра­нию, изу­че­нию и ис­пол­не­нию ста­рин­ной му­зы­ки, а так­же пре­по­да­ва­нию. В 1732 в собств. ре­дак­ции опуб­ли­ко­вал со­на­ты и кон­цер­ты А. Ко­рел­ли, твор­че­ст­во ко­то­ро­го счи­тал об­раз­цом для под­ра­жа­ния. При­об­рёл из­вест­ность как пе­да­гог (сре­ди уче­ни­ков – Б. Кук, Дж. Тра­верс, Дж. Нэрс). Ано­ним­ный «Трак­тат о гар­мо­нии» (1730), со­став­лен­ный пред­по­ло­жи­тель­но од­ним из уче­ни­ков, да­ёт пред­став­ле­ние о его ме­то­де пре­по­да­ва­ния муз. ком­по­зи­ции.

Соч.: Of the various genera and species of music among the Ancients // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. 1746. Vol. 44. Oct.–dec.

Лит.: Calmus G. Die Beggar’s opera von Gay und Pepusch. Ihre musikalisch-parodistische Seite und ihre Nachahmungen in England // Sammelbände der Internationalen Musik­ge­sell­schaft. 1907. Bd 8. № 2; Hughes С. W. J. Ch. Pepusch // Musical Quarterly. 1945. Vol. 31. № 1; Hinrichsen M., Barker F. G., Hand­ley-Tay­lor G. J. Gay and the ballad opera; The beg­gar’s opera. L., 1956; The beggar’s opera: Gay; Pepusch / A cura di G. Gavazzeni. Bolo­gna, 2008.

Вернуться к началу