ПЕ́ПУШ ИОГАНН КРИСТОФ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́ПУШ (Pepusch) Иоганн Кристоф (Джон Кристофер) (1667, Берлин – 20.7.1752, Лондон), англ. композитор, муз. педагог и обществ. деятель. По происхождению немец, получил муз.-теоретич. образование под рук. кантора берлинской Мариенкирхе М. Клингенберга. В 1681–97 находился на службе при прусском дворе. С 1704 жил и работал в Лондоне. Первоначально работал в оркестрах разл. театров как альтист и клавесинист, в 1707 для пастиччо «Томирис, царица Скифии» написал речитативы и некоторые песни, в 1710 опубликовал 6 англ. кантат на тексты Дж. Хьюза. В 1713 Оксфордский ун-т удостоил П. поч. титула «доктор музыки» за оду на заключение Утрехтского мира 1713 (музыка не сохр.). С 1714 муз. рук. театра «Друри-Лейн», для которого написал музыку к 4 англ. маскам: «Венера и Адонис» (1715), «Миртилло и Лаура», «Аполлон и Дафна» и «Смерть Дидоны» (все 1716). В 1716–32 (с перерывами) муз. рук. театра «Линкольнс Инн Филдс». Наиболее значит. опыт работы П. в области театра – музыка к пьесе «Опера нищих» (или «Опера нищего») Дж. Гея («Линкольнс Инн Филдс», 1728), которая включает увертюру и аккомпанемент (цифрованный бас) ко мн. песням (песни оркестровал в 1770 Т. Линли; факсимиле оригинального издания опубликовано в 1921; ныне исполняется в ред. Б. Бриттена, 1948). Эта т. н. балладная опера вошла в историю музыки как дерзкая пародия на итал. оперу-сериа (в частности, на творчество Г. Ф. Генделя) и как один из прототипов нац. англ. оперы. Инструментальная музыка П. (издавалась в разл. сборниках в 1705–18) свидетельствует о контрапунктическом мастерстве и незаурядном мелодическом даре (сонаты и концерты для блокфлейты, скрипичные сонаты). П. – один из основателей Академии вокальной музыки (1710; с 1726 Академия старинной музыки), которую возглавлял до 1751. Оставив композицию, посвятил себя собиранию, изучению и исполнению старинной музыки, а также преподаванию. В 1732 в собств. редакции опубликовал сонаты и концерты А. Корелли, творчество которого считал образцом для подражания. Приобрёл известность как педагог (среди учеников – Б. Кук, Дж. Траверс, Дж. Нэрс). Анонимный «Трактат о гармонии» (1730), составленный предположительно одним из учеников, даёт представление о его методе преподавания муз. композиции.