«ОПЕРА́-КОМИ́К»
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ОПЕРА́-КОМИ́К» (офиц. название – Национальный театр комической оперы, Théâtre national de l’Opéra-Comique), муз. театр в Париже. Основан в 1714 как врем. театр на ярмарке Сен-Жермен, в 1745 был закрыт. Вновь открыт в 1752, в 1762 слит с театром «Комеди Итальен», с 1783 работал под назв. «Фавар» («Favart»; по наименованию здания, в котором расположился). В 1801, объединившись с театром «Федо», получил назв. «О.-К.». С 1806 государственный. Совр. здание в русле эклектизма (т. н. Зал Фавар; 1893–98, арх. Л. Бернье; зал на 1255 мест). В 1971 театр закрыт, возобновлён как молодёжная Оперная студия (1974–1978). С 1978 функционировал в качестве подразделения Парижской оперы, в 1990 вновь стал самостоятельным.
Первоначально здесь шли ярмарочные комедии, фарсы, водевили, разл. пьесы с музыкой, затем многочисл. сочинения в жанре опера-комик, с кон. 18 в. – также в жанре «оперы спасения». В 19 в. театр стал крупным центром нац. оперного иск-ва, репертуар постепенно вышел далеко за рамки комич. оперы. Событием в истории театра явилась 1-я постановка оперы Ж. Бизе «Кармен» (1875). В «О.-К.» обрели сценич. жизнь мн. знаменитые произведения в жанре лирической оперы – «Миньон» А. Тома (1866), «Лакме» Л. Делиба (1883), «Манон» Ж. Массне (1884), «Луиза» Г. Шарпантье (1900), трагикомич. опера «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1881); в 1902 поставлена опера К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», обозначившая новый этап в истории франц. оперы. С нач. 20 в. в театре стали осуществляться балетные постановки. В 20 в., наряду с произведениями франц. композиторов (П. Дюка, М. Равель, Г. Форе, Д. Мийо, Ж. Ибер, А. Руссель), стали ставиться оперы нем. (Р. Штраус) и итал. (Дж. Пуччини, П. Масканьи) композиторов. После 2-й мировой войны театр показал, наряду с зап.-европ. классикой, оперы «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (1953), «Человеческий голос» Ф. Пуленка (1959), «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока (1959), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (1964), «Катя Кабанова» Л. Яначека (1967), «Поругание Лукреции» Б. Бриттена (1971) и др. После 1990 репертуар включает сочинения композиторов эпохи барокко и 20–21 вв., драматич. спектакли.