Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЛЕ́НИНЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 93

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОЛЕ́НИНЫ, рос. му­зы­кан­ты. Правнуки и правнучка А. Н. Оле­ни­на.

Алек­сандр Алек­сее­вич [1(13).6.1865, име­ние Ис­то­ми­но Ка­си­мов­ско­го у. Ря­зан­ской губ., ны­не пос. Кру­то­яр­ский Ка­си­мов­ско­го р-на Ря­зан­ской обл. – 15.2.1944, Мо­ск­ва], ком­по­зи­тор, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1927). В 1884–1889 жил в С.-Пе­тер­бур­ге, где по­зна­ко­мил­ся с М. А. Ба­ла­ки­ре­вым, за­ни­мал­ся по ком­по­зи­ции у А. К. Ля­до­ва. С 1889 был зем­ским на­чаль­ни­ком в с. Ис­то­ми­но. Со­би­рал, за­пи­сы­вал, об­ра­ба­ты­вал нар. пес­ни, с 1922 чл. муз.-эт­но­гра­фич. ко­мис­сии ГИМНа в Мо­ск­ве. Его опе­ра «Ку­де­яр» в 1915 по­став­ле­на в Опе­ре С. И. Зи­ми­на. Ав­тор со­чи­не­ний для ор­ке­ст­ра, Кон­цер­та для фп. с ор­ке­ст­ром (1930), ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лей, ро­ман­сов и пе­сен.

М. А. Оленина-д’Альгейм.

Его се­ст­ра – Ма­рия Алек­се­ев­на О.-д’Альгейм [19.9(1.10).1869, име­ние Ис­то­ми­но Ка­си­мов­ско­го у. Ря­зан­ской губ. – 26.8.1970, Мо­ск­ва], пе­ви­ца (мец­цо-со­пра­но). За­ни­ма­лась у Ю. Ф. Пла­то­но­вой и А. Н. Мо­лас в С.-Пе­тер­бур­ге, у Ж. Блан­шет (Вьё­тан) в Па­ри­же. Бы­ла из­вест­ной в Рос­сии и Зап. Ев­ро­пе ка­мер­ной пе­ви­цей, де­бю­ти­ро­ва­ла в 1896 в Па­ри­же, с 1901 вы­сту­па­ла в кон­цер­тах Круж­ка лю­би­те­лей рус. му­зы­ки в Мо­ск­ве. Вме­сте с му­жем, франц. пи­са­те­лем и пе­ре­во­дчи­ком Пье­ром д’Альгеймом (1862–1922), и пе­ви­цей А. В. Та­ра­се­вич соз­да­ла в Мо­ск­ве муз.-про­све­ти­тель­ную орг-цию «Дом пес­ни» (1908–18), в кон­церт­ных про­грам­мах ко­то­рой зна­чит. ме­сто от­во­ди­лось рус. му­зы­ке, осо­бен­но со­чи­не­ни­ям М. П. Му­сорг­ско­го. В ка­чест­ве ак­ком­па­ниа­то­ров здесь вы­сту­пали А. Б. Голь­ден­вей­зер, Л. Э. Ко­нюс, Н. К. Мет­нер, П. А. Ламм, её брат А. А. Оле­нин; в лек­ци­ях и бе­се­дах, со­про­во­ж­дав­ших кон­цер­ты, при­ни­ма­ли уча­стие В. Я. Брю­сов, А. Бе­лый. Кон­цер­ты «До­ма пес­ни» про­хо­ди­ли так­же в др. го­ро­дах Рос­сии, в Па­ри­же и Лон­до­не. С 1918 жи­ла во Фран­ции, вы­сту­па­ла до 1942 (в 1926 га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в Мо­ск­ве и Ле­нин­гра­де). В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны уча­ст­ни­ца Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. С 1959 жи­ла в СССР, да­ва­ла ча­ст­ные уро­ки. Ав­тор кн. «За­ве­ты M. П. Му­сорг­ско­го» (на франц. яз.; рус. пер. 1910).

П. С. Оленин в роли Князя Игоря (одноимённая опера А. П. Бородина).

Их двою­род­ный брат – Пётр Сер­гее­вич [16(28).2.1870, име­ние Ис­то­ми­но Ка­си­мов­ско­го у. Ря­зан­ской губ. – 28.1.1922, Пет­ро­град; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], пе­вец (ба­ри­тон), опер­ный ре­жис­сёр. Окон­чил мед. ф-т Мо­с­ков­ско­го ун-та (1896). Бу­ду­чи сту­ден­том, учил­ся пе­нию, за­тем со­вер­шен­ст­во­вал­ся как пе­вец в Ита­лии. С 1898 вы­сту­пал в Мо­ск­ве: пел в кон­цер­тах Круж­ка лю­би­те­лей рус. му­зы­ки, со­лист Ча­ст­ной рус. опе­ры С. И. Ма­мон­то­ва (1898–1900), Боль­шо­го те­ат­ра (1900–03), Опе­ры С. И. Зи­ми­на (1904–1915). Наи­боль­шее зна­че­ние име­ла его дея­тель­ность в ка­че­ст­ве опер­но­го ре­жис­сё­ра, в ос­но­ве творч. ме­то­да ле­жа­ли прин­ци­пы МХТ. В 1907–15 гл. ре­жис­сёр и худ. рук. Опе­ры С. И. Зи­ми­на, в 1915–18 ре­жис­сёр Боль­шо­го те­ат­ра. Сре­ди по­ста­но­вок: «Бо­рис Го­ду­нов» (2-я ред., 1908) и «Хо­ван­щи­на» (1912) М. П. Му­сорг­ско­го; «Нюрн­берг­ские мей­стер­зин­ге­ры» Р. Ваг­не­ра (1909); «Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та (1913); «Зо­ло­той пе­ту­шок» (1909, пре­мье­ра, ди­ри­жёр – Э. А. Ку­пер), «Сне­гу­роч­ка» (1910), «Сад­ко» (1912), «Мла­да» (1913), «Цар­ская не­вес­та» и «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ки­те­же» (обе 1916) Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва; «Оле из Норд­лан­да» М. М. Ип­по­ли­то­ва-Ива­но­ва (1916, пре­мье­ра, ди­ри­жёр – ав­тор); «Дон Кар­лос» Дж. Вер­ди (1917, в пар­тии Фи­лип­па II – Ф. И. Ша­ля­пин). В 1918–21 ре­жис­сёр Пет­рогр. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (в 1920 Гос. ака­де­мич. те­атр ко­мич. опе­ры).

Лит.: Ту­ма­нов А. Н. «Она и му­зы­ка, и сло­во…»: Жизнь и твор­че­ст­во М. А. Оле­ни­ной-д’Альгейм. М., 1995; Ти­мо­фе­ев ЛВ. От Пар­фе­ния: (ро­до­слов­ная Оле­ни­ных) // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия. 2003. М., 2004; Ис­то­рия Опе­ры Зи­ми­на. 1903–1917 / Сост. В. В. Про­нин. М., 2005.

Вернуться к началу