МАЮДЗУ́МИ ТОСИРО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЮДЗУ́МИ Тосиро (20.2.1929, Иокогама – 10.4.1997, Кавасаки), япон. композитор. В 1951 окончил Токийский нац. ун-т изящных искусств и музыки (ученик Т. Икэноути и А. Ифукубе). В ранних сочинениях – черты зап.-европ. романтизма, элементы джаза, гамеланного музицирования. В 1951–52 стажировался в Парижской конс. у Т. Обена, испытал влияние П. Булеза, О. Мессиана. Вернувшись в Японию, работал в студии электронной музыки (Токио); совм. с композиторами Я. Акутагавой и И. Даном основал «Группу троих» («Саннин но кай»). Увлечение конкретной музыкой (под влиянием Э. Вареза) отразилось в пьесе «X, Y, Z» (1955; первое сочинение япон. композитора в этой технике), электронной музыкой – в «Сюсаку» (1955). Экспериментировал с необычными сочетаниями тембров («Tone Pleromas 55» для 5 саксофонов, фп. и муз. пилы, 1955). Увлечение М. япон. буддийской музыкой и философией отразилось в «Симфонии нирваны» для мужского хора и оркестра (1958), «Сангэ» для мужского хора (1959), «Симфонии мандалы» для оркестра (1960), симфонич. поэме «Сансара» (1962), ораториях «Нитирэн сёнин» (1981) и «Киото 1200» (1994). Стилистику традиц. япон. музыки (буддийские песнопения сёмё, придворная музыка гагаку, музыка театров но и бунраку) соединял с авангардными техниками композиции (балет «Бугаку», 1962, и др.). Создал композицию для оркестра гагаку («Сёва Тэмпёраку», 1970). Автор опер «Кинкакудзи» и «Кодзики» [поставлены в Европе соответственно под назв. «Золотой павильон» (на либр. Ю. Мисимы, Берлин, 1976) и «Дни богов» (Линц, 1996)], музыки для драматич. театра и кино (ок. 100 фильмов; наиболее известен саундтрек к амер.-итал. ф. «Библия: Начало», реж. Дж. Хьюстон).