Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУНРА́КУ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. П. Голдовский
Сцена из представления театра бунраку.

БУНРА́КУ (Нингё дзёрури), японский театр кукол. В основе – древний песенно-речитативный стиль (дзёрури-сэцу), возникший в 14–15 вв. из искусства бродячих монахов и объединённый в 16 в. с традиционным представлением театра кукол нингё (кукла). Жанр получил название по имени героини одной из историй – принцессы Дзёрури. Родившись как речитатив под аккомпанемент сямисэна, со временем действие усложнилось. Певец-сказитель (гидайю), стоя на кафедре в стороне от сцены, декламирует текст под звуки сямисэна. Облачённые в церемониальные костюмы (чёрные капюшоны с прорезями для глаз) актёры-кукловоды управляют куклами на виду у публики. Изначально куклой управлял один актёр, в 1734 в Осаке возник новый способ кукловождения с участием троих кукловодов: главный (омодзукаи) управляет головой и правой рукой, второй (хидари-дзукаи)  левой рукой, третий (кандзюро) – движением ног. Т. н. планшетные куклы ростом 80–150 см состоят из головы, туловища, рук, ног и одежды, под которой скрыт механизм управления. Первоначально куклы могли только поворачивать головы, позднее стали двигаться глаза, открываться и закрываться рот, шевелиться брови и пальцы рук. Опытные актёры, чьё искусство передаётся от отца к сыну, открывают в пластике кукол такую богатую палитру чувств, что зрители перестают замечать кукловодов.

Если в театре кабуки властвует актёр, то в «нингё дзёрури»  драматург. Подъём «нингё дзёрури» относится к 1-й пол. 18 в. и связан с именами певца Такэмото Гидайю I и «японского Шекспира» М. Тикамацу, чьё творчество придало этому виду театра мировое значение. Расцвет начался с представлений театра кукол «Мандзю-дза», основанного в 1675 в Киото певцом-рассказчиком Удзи Каганодзё, и продолжился в театре «Такэмото-дза», открытом в 1685 в Осаке Такэмото Гидайю (для этого театра писал пьесы драматург Такэда Идзумо). Триумфом и вершиной «нингё дзёрури» стала премьера на сцене «Такэмото-дза» пьесы Тикамацу «Самоубийство влюблённых в Сонэдзаки» (1703).

В сер. 18 в. «нингё дзёрури» подвергся гонениям со стороны аристократии, был объявлен «развратным искусством». Круг сюжетов строго ограничили, а лучших гидайю лишили права выступать на сцене. Новый подъём относится ко 2-й пол. 19 в. и связан с открытием в 1872 в Осаке крупнейшего в Японии театра «Бунракудза» («Театр Бунраку»). С тех пор Б. стало синонимом «нингё дзёрури». Традиционно в представлениях Б. принимали участие только мужчины, но в 1920-х гг. известный исполнитель Киритаке Мондзо V разработал систему, по которой могут играть только женщины (отомэ). В сер. 20 в. самым прославленным гидайю был Тоётака Ямасироносёдаё, а лучшим исполнителем женских ролей – легендарный слепой актёр Бунгоро Ёсида. В 1995 «Нингё дзёрури Бунраку» внесён в Список нематериального культурного достояния Японии, а в 2008 – в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Лит.: Маркова В. Мондзаэмон Тикамацу о театральном искусстве // Театр и драматургия Японии. М., 1965; Кужель Ю. Л. Театр Дзёрури. История развития и драматургия. М., 1993.

Вернуться к началу