КОЛЛЕ́ГИУМ МУ́ЗИКУМ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛЛЕ́ГИУМ МУ́ЗИКУМ (лат. Collegium musicum – музыкальное содружество), общество просвещённых любителей, собиравшихся для совместного музицирования и прослушивания музыки. Подобные общества зародились в странах Центр. Европы (особенно характерны для Германии) в 16–17 вв. в качестве альтернативы проф. занятиям музыкой при церкви и дворе. В ранний период К. м. почти не отличались от др. муз. обществ: репертуар К. м. в Торгау (ок. 1568), Вернигероде (1588), Цюрихе (1613), Праге (1616), Санкт-Галлене (1620), Бремене (1621) составляла преим. вокальная церковная музыка. В Германии 2-й пол. 17 в. в концертах К. м. наряду с любителями принимали участие и городские проф. музыканты; основой репертуара стала инструментальная музыка. К. м. выполняли и важную образовательную функцию. Их социальной основой были представители гор. буржуазии (во Франкфурте-на-Майне), торговцы (в Гамбурге), студенчество (в Лейпциге). Гамбургский К. м. (основан ок. 1660 по инициативе М. Векмана, насчитывал примерно 50 чел.) устраивал публичные концерты популярной итал., австр., нем. музыки. Г. Ф. Телеман, с деятельностью которого связан расцвет К. м., активизировал их работу в Лейпциге (1702), Франкфурте-на-Майне (1713) и Гамбурге (1722). Руководителями нескольких лейпцигских К. м. в разное время были И. Кунау (1688), И. Ф. Фаш (1708), И. С. Бах (1729–37, 1739 – нач. 1740-х гг.) и др. известные музыканты; муз. собрания (первоначально регулярные) проводились в помещениях ун-та, кафе, в частных домах. При Телемане К. м. в Гамбурге фактически являлся уже организацией проф. музыкантов, которая давала регулярные концерты (в т. ч. исполнялись крупные муз. сочинения) и взимала плату за вход. Общества, подобные нем. К. м., возникли в 18 в. в Англии, Франции, Италии, США и др. странах. К нач. 19 в. они сохранились лишь в небольших городах Швейцарии, где областью их деятельности оставалось хоровое музицирование. В 20 в. общества под назв. К. м. стали возрождаться на новой основе, как следствие подъёма науч. и обществ. интереса к старинной музыке. В 1909 по инициативе X. Римана основан К. м. при Лейпцигском ун-те; по его образцу созданы К. м. в др. немецких (позднее и в др. европейских) ун-тах. С 1940-х гг., благодаря деятельности П. Хиндемита в Йельском ун-те и В. Апеля в Гарвардском ун-те, К. м. получили значит. распространение в США.