Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКОЛА́ЕВСКАЯ АКАДЕ́МИЯ ГЕНЕРА́ЛЬНОГО ШТА́БА

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 739-740

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков

НИКОЛА́ЕВСКАЯ АКАДЕ́МИЯ ГЕНЕ­РА́ЛЬ­НОГО ШТА́БА (до 1855 Им­пе­ра­тор­ская во­ен­ная ака­де­мия; в 1909–10 и 1917–18 Ни­ко­ла­ев­ская во­ен­ная ака­де­мия, в 1910–17 Им­пе­ра­тор­ская Ни­ко­ла­ев­ская во­ен­ная ака­де­мия), выс­шее во­ен­но-учеб­ное за­ве­де­ние рос. ар­мии, пред­на­зна­чав­шее­ся для под­го­тов­ки офи­це­ров служ­бы Ге­не­раль­но­го шта­ба и рас­про­стра­не­ния во­ен. зна­ний в ар­мии.

Об­ра­зо­ва­на по про­ек­ту ген.-адъ­ю­тан­та А. А. Жо­ми­ни. От­кры­та 26.11(8.12).1832. Под­чи­ня­лась нач. Глав­но­го шта­ба, с 1854 – ве­дом­ст­ву во­ен­но-учеб­ных за­ве­де­ний, с 1862 – ге­не­рал-квар­тир­мей­сте­ру ГШ. Об­ра­зо­ва­ние ака­де­мии по­ло­жи­ло на­ча­ло фор­ми­ро­ва­нию кор­пу­са офи­це­ров ГШ, к ко­то­ро­му при­чис­ля­лись окон­чив­шие ака­де­мию или вы­дер­жав­шие при ней экс­тер­ном со­от­вет­ст­вую­щие эк­за­ме­ны.

Пра­во на по­сту­п­ле­ние в ака­де­мию име­ли все обер-офи­це­ры до чи­на штабс-ка­пи­та­на гвар­дии и ар­тил­ле­рии и ка­пи­та­на ар­мии, про­слу­жив­шие в строю не ме­нее 2 лет. С 1840 луч­шие из вос­пи­тан­ни­ков ка­дет­ских кор­пу­сов и Дво­рян­ско­го пол­ка (все­го ок. 30 чел.) при­ко­ман­ди­ро­вы­ва­лись к Гв. шта­бу для по­сту­п­ле­ния че­рез 2 го­да в ака­де­мию.

Здание Николаевской академии Генерального штаба в С.-Петербурге. Фото. Нач. 20 в. Архив М. В. Золотарёва

Пер­во­на­чаль­но курс обу­че­ния был рас­счи­тан на 2 го­да (тео­ре­тич. и прак­тич. клас­сы). Ве­ду­щи­ми дис­ци­п­ли­на­ми счи­та­лись так­ти­ка, ис­то­рия во­ен­но­го ис­кус­ст­ва и стра­те­гия. Др. во­ен. пред­ме­та­ми бы­ли гео­де­зия, то­по­гра­фия, фор­ти­фи­ка­ция, ар­тил­ле­рия и др. Из об­ще­об­ра­зо­ват. дис­ци­п­лин изу­ча­лись все­об­щая ис­то­рия, рус., франц. и нем. язы­ки. По ме­ре со­вер­шен­ст­во­ва­ния про­грам­мы обу­че­ния рас­ши­рял­ся круг во­ен. дис­ци­п­лин, в ко­то­рый во­шли во­ен. гео­гра­фия, во­ен. ста­ти­сти­ка, во­ен. ис­то­рия, во­ен. ад­ми­ни­ст­ра­ция и др. По­сле окон­ча­ния 2-лет­не­го кур­са обу­че­ния часть вы­пу­ск­ни­ков по ва­кан­сии при­чис­ля­лась к ГШ, ос­таль­ные воз­вра­ща­лись к преж­не­му мес­ту служ­бы. С 1850 все вы­пу­ск­ни­ки при­ко­ман­ди­ро­вы­ва­лись на год к т. н. об­раз­цо­вым час­тям пе­хо­ты, ка­ва­ле­рии и ар­тил­ле­рии.

В 1854 в ака­де­мии от­кры­то гео­де­зич. от­де­ле­ние. В 1855 Имп. во­ен. ака­де­мия, Ни­ко­ла­ев­ское инж. и Ми­хай­лов­ское арт. учи­ли­ща объ­е­ди­не­ны в од­но выс­шее во­ен­но-учеб­ное за­ве­де­ние.

В 1894 кво­та на чис­ло по­сту­паю­щих от­ме­не­на. Бы­ло ус­та­нов­ле­но, что осн. за­да­ча ака­де­мии – рас­про­стра­не­ние выс­ше­го во­ен. об­ра­зо­ва­ния в ар­мии. По­сле 2-го кур­са офи­це­ры вы­пус­ка­лись в вой­ска, а луч­шие по­сту­па­ли на до­пол­нит. курс, по окон­ча­нии ко­то­ро­го они при­чис­ля­лись к ГШ. Вы­пу­ск­ни­ки ака­де­мии бы­ли обя­за­ны про­слу­жить в во­ен. ве­дом­ст­ве 1,5 го­да за ка­ж­дый год обу­че­ния. По­сле вве­де­ния не­ко­то­рых пре­иму­ществ для кор­пу­са офи­це­ров ГШ при­ток офи­це­ров в ака­де­мию уве­ли­чил­ся, при­ко­ман­ди­ро­ва­ние вы­пу­ск­ни­ков ка­дет­ских кор­пу­сов бы­ло от­ме­не­но. Так, в 1850–1855 ака­де­мия вы­пус­ка­ла еже­год­но в ср. 23 чел., в 1860-х гг. обу­ча­лось до 150 чел. в год, в 1890-х гг. – до 300 чел., к 1914 – св. 350 чел.

С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны в ака­де­мии бы­ли про­из­ве­де­ны дос­роч­ные вы­пус­ки, все пла­но­вые за­ня­тия пре­кра­тились, про­фес­со­ра бы­ли при­чис­ле­ны к ГШ, часть из них по­лу­чи­ла на­зна­че­ния в дей­ст­вую­щую ар­мию. Од­на­ко в свя­зи с ост­рой не­хват­кой офи­це­ров служ­бы ГШ в по­ле­вых шта­бах дей­ст­вую­щей ар­мии с 1916 в ака­де­мии бы­ла во­зоб­нов­ле­на под­го­тов­ка слу­ша­те­лей по ус­ко­рен­ной про­грам­ме обу­че­ния. Нач. ака­де­мии по­лу­чил пра­во от­зы­вать из ар­мии мо­би­ли­зов. пре­по­да­ва­те­лей.

Во вре­мя Окт. ре­во­лю­ции 1917 лич­ный со­став ака­де­мии со­хра­нял ней­тра­ли­тет; со сто­ро­ны сов. вла­сти ре­прес­сий в от­но­ше­нии про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­го со­ста­ва и слу­ша­те­лей не бы­ло. Часть слу­ша­те­лей под рук. пре­по­дава­те­лей за­ни­ма­лась раз­ра­бот­кой шта­тов и за­ко­но­по­ло­же­ний для РККА. Вы­пу­ск­ни­ки на­прав­ля­лись в шта­бы Пет­рогр. и Моск. во­ен. ок­ру­гов, на Кав­каз­ский фронт. В февр. 1918 ака­де­мия бы­ла эва­куи­ро­ва­на в Ека­те­рин­бург, а за­тем в Ка­зань. В ав­гу­сте поч­ти весь пре­по­да­ва­тель­ский со­став и боль­шин­ст­во слу­ша­те­лей от­ка­за­лись уча­ст­во­вать в обо­ро­не го­ро­да от войск По­волж­ской на­род­ной ар­мии, а за­тем мно­гие из них бы­ли на­зна­че­ны на разл. долж­но­сти в вой­ска адм. А. В. Кол­ча­ка. В этой свя­зи в Мо­ск­ве бы­ла соз­да­на Ака­де­мия ГШ РККА. По­сто­ян­ный со­став «бе­лой» ака­де­мии с де­каб­ря на­хо­дил­ся в Том­ске, где про­во­ди­лись за­ня­тия по про­грам­ме крат­косроч­ных кур­сов. По­след­ний вы­пуск ака­де­мии со­сто­ял­ся в кон. 1921 во Вла­ди­во­сто­ке. В окт. 1922 про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ский со­став эмиг­ри­ро­вал в Ев­ро­пу и Ки­тай.

Н. а. Г. ш. ос­та­ви­ла за­мет­ный след в ис­то­рии Рос. гос-ва и его воо­руж. сил. За пе­ри­од с 1832 по 1918 ква­ли­фи­ци­ров. под­го­тов­ку в ней про­шли св. 4,5 тыс. офи­це­ров рос. ар­мии и де­сят­ки офи­це­ров болг. и серб. ар­мий. Мн. вы­пу­ск­ни­ки про­яви­ли се­бя как вид­ные вое­на­чаль­ни­ки (М. И. Дра­го­ми­ров, А. Н. Ку­ро­пат­кин, Д. А. Ми­лю­тин, Н. Н. Об­ру­чев, М. Д. Ско­бе­лев и др.), яв­ля­лись ор­га­ни­за­то­ра­ми и ру­ко­во­ди­те­ля­ми Бе­лых ар­мий в Гражд. вой­ну 1917–22 (М. В. Алек­се­ев, П. Н. Вран­гель, А. И. Де­ни­кин, Л. Г. Кор­ни­лов и др.), ак­тив­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми строи­тель­ст­ва Воо­руж. Сил СССР (М. Д. Бонч-Бруе­вич, И. И. Ваце­тис, С. С. Ка­ме­нев, Б. М. Ша­пош­ни­ков и др.).

Ака­де­мия вне­сла боль­шой вклад в тео­рию и прак­ти­ку во­ен. строи­тель­ст­ва, в раз­ра­бот­ку ус­та­вов, на­став­ле­ний, во­ен.-ис­то­рич. и во­ен.-тео­ре­тич. тру­дов. Боль­шин­ст­во при­знан­ных в 19 – нач. 20 вв. рус. ав­то­ри­те­тов в об­лас­ти во­ен.-на­уч. зна­ний дол­гое вре­мя тру­ди­лись в её сте­нах (В. М. Анич­ков, М. И. Бо­гда­но­вич, Н. А. Да­ни­лов, Г. А. Ле­ер, Д. Ф. Ма­слов­ский, Н. В. Ме­дем, Н. П. Мих­не­вич, А. З. Мыш­ла­ев­ский и др.). Вос­пи­тан­ни­ки ака­де­мии Н. Е. Ка­ку­рин, В. Ф. Но­виц­кий, А. А. Све­чин, М. С. Свеч­ни­ков, А. Е. Сне­са­рев, Е. А. Ши­лов­ский в по­сле­дую­щем вне­сли боль­шой вклад в ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие сов. во­ен. ис­кус­ст­ва.

Опыт дея­тель­но­сти Н. а. Г. ш., её во­ен.-тео­ре­тич. на­сле­дие, на­уч.-пе­да­го­гич. по­тен­ци­ал и тра­ди­ции ис­поль­зо­ва­лись в даль­ней­шем при соз­да­нии Ака­де­мии ГШ РККА (1918–21 и с 1936; с 1941 Во­ен. ака­де­мия ГШ РККА им. К. Е. Во­ро­ши­ло­ва, с 1942 Выс­шая во­ен. ака­де­мия им. К. Е. Во­ро­ши­ло­ва, с 1958 Во­ен. ака­де­мия ГШ Воо­руж. Сил СССР, с 1992 Во­ен. ака­де­мия ГШ Воо­руж. сил РФ); в це­лях вос­ста­нов­ле­ния ис­то­рич. свя­зей и раз­ви­тия тра­ди­ций под­го­тов­ки офи­це­ров опе­ра­тив­но-стра­те­гич. зве­на день её го­до­во­го празд­ни­ка ус­та­нов­лен 8 дек.

На­чаль­ни­ки (до 1854 ди­рек­то­ра) ака­де­мии: ген. от арт. И. О. Су­хо­за­нет (1832–54); ген.-л. Г. Ф. Сте­фан (1854–1858); ген. от инф. А. К. Ба­ум­гар­тен (1858–62); ген.-л. А. Н. Ле­он­ть­ев (1862–1878); ген.-л. М. И. Дра­го­ми­ров (1878–1889); ген. от инф. Г. А. Ле­ер (1889–98); ген.-л. Н. Н. Су­хо­тин (1898–1901); ген.-л. В. Г. Гла­зов (1901–04); ген.-л. Н. П. Мих­не­вич (1904–07); ген.-л. Д. Г. Щер­ба­чев (1907–12); ген. от инф. Н. Н. Януш­ке­вич (1913–14); ген.-л. А. А. Зей­фарт (1914–1915); В. В. Вит­ков­ский (1915); ген.-л. Г. Г. Хри­стиа­ни (1915–16); ген.-м. В. Н. Ка­ме­нев (Пе­терс) (1916–17); ген.-м. А. И. Ан­дог­ский (1917–18); ген.-л. Б. М. Ко­лю­ба­кин (1919–21).

Лит.: Гли­но­ец­кий Н. П. Ис­то­ри­че­ский очерк Ни­ко­ла­ев­ской ака­де­мии Ге­не­раль­но­го шта­ба. СПб., 1882; Фи­ли­мо­нов Б. Б. Бе­лая ар­мия ад­ми­ра­ла Кол­ча­ка. М., 1997; Ака­де­мия Ге­не­раль­но­го шта­ба. 170 лет. М., 2002.

Вернуться к началу