ЛЕ́ЕР ГЕНРИХ АНТОНОВИЧ
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́ЕР Генрих Антонович [4(16).4.1829, Нижний Новгород – 16(29).4.1904, С.-Петербург], рос. воен. теоретик, историк и педагог, ген. от инф. (1896), чл.-корр. Петерб. АН (1887). Дворянин. Окончил Гл. инж. уч-ще (1850), Имп. воен. академию (1854). На воен. службе с 1844. В 1851 участвовал в Кавказской войне 1817–64, в 1854–56 офицер штаба корпуса. В 1856–58 преподавал тактику и воен. историю в Павловском кадетском корпусе. С 1858 адъюнкт-проф., с 1864 проф. по кафедре тактики, с 1865 – по кафедре стратегии и воен. истории Николаевской академии ГШ, одновременно проф. кафедры воен. стратегии и воен. истории Николаевской инж. академии. В нач. 1870-х гг. возглавлял Комиссию по реорганизации серб. армии. В 1874 участвовал в Брюссельской междунар. конференции о законах и правилах ведения войны. В 1889–98 нач. Николаевской академии ГШ, с 1896 чл. Воен. совета.
Л. – автор трудов по стратегии, тактике, воен. истории, методологии воен. науки, в которых стремился исследовать историч. и современный ему опыт войн, выявить закономерности развития воен. иск-ва, определить влияние условий и воен.-технич. средств (массовых армий, нарезного оружия, парового флота, телеграфа и т. п.) на способы ведения вооруж. борьбы. Рассматривал войну как обществ. явление, подчиняющееся специфич. законам, указывал на тесную связь стратегии с политикой, отводя последней решающую роль. Гл. результатом его воен.-стратегич. исследований является труд «Опыт критико-исторического исследования законов искусства ведения войны (положительная стратегия)» (1869), который считался оригинальным и лучшим для своего времени в области стратегии. Он был переведён на ряд иностр. языков, выдержал 6 изданий и в 5-м, наиболее полном варианте, вышел под назв. «Стратегия. (Тактика театра военных действий)». В труде резкой критике подвергнуты кордонная стратегия Г. Ллойда и А. Бюлова, стратегия генерального сражения А. Жомини и Н. В. Медема, обосновано новое явление в воен. иск-ве массовых армий – стратегич. операция как часть кампании или войны. В работах по тактике, в т. ч. в учебнике «Записки тактики для военных училищ» (1866), развивал учение о бое, обосновывал необходимость перехода от тактики колонн и рассыпного строя к тактике стрелк. цепей, к согласованным действиям осн. родов войск (пехоты, конницы и артиллерии) в бою и операции. Воен. истории он отводил роль опытной лаборатории воен. науки и воен. иск-ва. В воен.-историч. трудах глубоко исследовал полководческую деятельность Петра I, обобщал опыт наполеоновских войн, франко-прус. войны 1870–71 и рус.-тур. войны 1877–78. Полагал, что именно опыт новых войн с использованием новейших воен.-технич. средств определяет воен. иск-во. Важное значение придавал разработке вопросов методологии и методики воен. науки, был редактором лучшего в 19 в. научно-справочного издания – 8-томной «Энциклопедии военных и морских наук» (1883–97) и 4-томного «Обзора войн России от Петра Великого до наших дней» (1885–96). В трудах Л. подчёркивалась необходимость науч. подхода к воен. теории и истории, превращения теории в руководство для военачальников. Научная и педагогич. деятельность Л. оказала позитивное влияние на воен. реформы в России в сер. 19 в., формирование воен. доктрины государства, совершенствование подготовки руководящих воен. кадров. Однако в некоторых его работах преувеличивались роль отдельных личностей, значение опыта наполеоновских войн; законы и принципы воен. иск-ва рассматривались нередко как вечные и неизменные; теория стратегии отождествлялась с воен. наукой, а её прикладная часть с тактикой театра воен. действий. Отд. недостатки Л. отмечались и в его адм.-педагогич. деятельности на посту нач. Николаевской академии ГШ.
Награждён орденом Св. Александра Невского и др. В 1894 в ознаменование 35-летия профессорской деятельности по решению воен. министра, за счёт средств, собранных учениками и почитателями Л., была учреждена премия его имени, которой отмечались лучшие работы слушателей академии ГШ.