Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНОНЕ́РСКАЯ ЛО́ДКА

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 737

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков
«Грозящий» – мореходная канонерская лодка.

КАНОНЕ́РСКАЯ ЛО́ДКА (франц. canon­nière, от canon – пуш­ка), бое­вой ко­рабль не­боль­шо­го во­до­из­ме­ще­ния с ма­лой осад­кой и мощ­ным арт. воо­ру­же­ни­ем, пред­на­зна­чен­ный для бое­вых дей­ст­вий в при­бреж­ных мор. рай­онах, на озё­рах, ре­ках про­тив ма­лых бое­вых ко­раб­лей (ка­те­ров) про­тив­ни­ка, для ог­не­вой под­держ­ки су­хо­пут­ных войск и де­сан­та, по­ста­нов­ки мин, а так­же для по­сыль­ной, раз­ве­ды­ва­тель­ной и до­зор­ной служб. Впер­вые К. л. поя­ви­лись в 17 в. во франц. фло­те, а за­тем в англ., нидерл. и др. фло­тах. Пер­вые па­рус­но-греб­ные К. л. (с 3–8 арт. ору­дия­ми) ис­поль­зо­ва­лись при вы­сад­ке де­сан­тов, за­щи­те и оса­де при­мор­ских кре­по­стей. В рос. фло­те с кон. 18 в. К. л. при­шли на сме­ну га­ле­рам, кай­кам, ду­бель-шлюп­кам и до сер. 19 в. яв­ля­лись осн. клас­сом су­дов греб­но­го фло­та. Мас­со­вое строи­тель­ст­во К. л. с па­ро­вым дви­га­те­лем на­ча­лось во вре­мя Крым­ской вой­ны 1853–56. В кон. 19 в. соз­да­ны К. л., спо­соб­ные дей­ст­во­вать в от­кры­том мо­ре; они бы­ли раз­де­ле­ны на под­клас­сы – мо­ре­ход­ные К. л. и К. л. бе­ре­го­вой обо­ро­ны (в 1907 вновь объ­е­ди­не­ны в еди­ный класс). Кро­ме это­го, с 1905 ве­лась по­строй­ка ко­раб­лей под­клас­са реч­ных К. л. В нач. 20 в. рос. К. л. име­ли во­до­из­ме­ще­ние до 2000 т, ско­рость 10–15 уз (18,5–28 км/ч), воо­ру­же­ние 5–10 ору­дий ка­либ­ра 76–203 мм, до 12 ору­дий ка­либ­ра 37–47 мм, тор­пед­ные ап­па­ра­ты, пу­ле­мё­ты, эки­паж до 200 чел.; реч­ные К. л. – во­до­из­ме­ще­ние до 1000 т, ско­рость 8–11 уз (15–20 км/ч), 2–4 ору­дия ка­либ­ра 47–152 мм, пу­ле­мё­ты, эки­паж до 115 чел. В сов. ВМФ К. л. спе­ци­аль­но не строи­лись, но в 1930-е гг. отд. ко­раб­ли это­го клас­са про­шли мо­дер­ни­за­цию с ус­та­нов­кой до­пол­нит. ору­дий и ав­то­ма­тич. зе­нит­ных пу­шек, по­сле че­го бы­ли пе­ре­клас­си­фи­ци­ро­ва­ны в мо­ни­то­ры. В го­ды Гражд. вой­ны 1917–22, сов.-финл. вой­ны 1939–40 и Вел. Отеч. вой­ны на пе­риод бое­вых дей­ст­вий в К. л. пе­ре­обо­ру­до­ва­лись мо­би­ли­зо­ван­ные гражд. су­да. В 1946–49 к под­клас­су ма­лых К. л. бы­ли от­не­се­ны бро­не­ка­те­ра. В 1959 в сов. ВМФ этот класс су­дов уп­разд­нён, с сер. 1970-х гг. К. л. вы­ве­де­ны из со­ста­ва фло­тов боль­шин­ст­ва го­су­дарств.

Лит.: Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го су­до­строе­ния. СПб., 1994–1996. Т. 1–5; Бе­реж­ной С. С. Ли­ней­ные и бро­не­нос­ные ко­раб­ли. Ка­но­нер­ские лод­ки: Спра­воч­ник. М., 1997; Пла­то­нов А. В. Со­вет­ские мо­ни­то­ры, ка­но­нер­ские лод­ки и бро­не­ка­те­ра. М., 2004–. Ч. 1–.

Вернуться к началу