Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОМОСЕКСУА́ЛЬНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 390

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. С. Кон

ГОМОСЕКСУА́ЛЬНОСТЬ (от го­мо… и сек­су­аль­ность) (го­мо­фи­лия, го­мо­сек­суа­лизм, го­мо­эро­ти­ка, сек­су­аль­ная ин­вер­сия, од­но­по­лая лю­бовь), сек­су­аль­ное вле­че­ние к ли­цам од­но­имён­но­го по­ла, ко­то­рое мо­жет быть как эпи­зо­ди­че­ской, вре­мен­ной де­виа­ци­ей сек­су­аль­ной, так и по­сто­ян­ной сек­су­аль­ной ори­ен­та­ци­ей. Тер­мин «Г.» (Homosexualität) ввёл в 1869 австр. пи­са­тель и пуб­ли­цист К. М. Бен­керт (1824–82). Муж­скую Г. обо­зна­ча­ют так­же тер­ми­на­ми «му­же­лож­ст­во», «пе­де­ра­стия».

Муж­чи­ны-го­мо­сек­суа­лы час­то на­зы­ва­ют се­бя гея­ми (от англ. gay, ко­то­рое в про­ванс. на­ре­чии обо­зна­ча­ло кур­ту­аз­ную лю­бовь тру­ба­ду­ров, а позд­нее – жен­щин и муж­чин лёг­ко­го по­ве­де­ния). Жен­скую Г. на­зы­ва­ют лес­бий­ской лю­бо­вью (лес­би­ян­ст­вом) или сап­физ­мом (по име­ни др.-греч. по­этес­сы Сап­фо, ро­див­шей­ся и жив­шей на о. Лес­бос).

Г. – яв­ле­ние мно­го­мер­ное и мно­го­знач­ное. А. Кин­зи ус­та­но­вил (1948), что эро­тич. чув­ст­ва и сек­су­аль­ное по­ве­де­ние лю­дей час­то не сов­па­да­ют. Совр. сек­со­ло­гия кон­цеп­ту­аль­но раз­гра­ни­чи­ва­ет сек­су­аль­ное вле­че­ние (ли­би­до), сек­су­аль­ное по­ве­де­ние, сек­су­аль­ные фан­та­зии, эмо­цио­наль­ные пред­поч­те­ния, со­ци­аль­ные пред­поч­те­ния, стиль жиз­ни и са­мо­иден­ти­фи­ка­цию (см. Иден­тич­ность). Отд. ас­пек­ты и ком­по­нен­ты сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции фор­ми­ру­ют­ся в раз­ное вре­мя. Не­про­из­воль­ное эро­тич. вле­че­ние к ли­цам соб­ст­вен­но­го по­ла час­то по­яв­ля­ет­ся уже в ран­нем дет­ст­ве. Це­ло­ст­ный «сек­су­аль­ный сце­на­рий» фор­ми­ру­ет­ся под влия­ни­ем сре­ды и вос­пи­та­ния, в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия с др. людь­ми, а сек­су­аль­ная иден­тич­ность и со­от­вет­ст­вую­щий стиль жиз­ни пред­по­ла­га­ют вы­бор и ин­ди­ви­ду­аль­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние. По­это­му на во­прос о про­цент­ном со­от­но­ше­нии лиц с ге­те­ро-, гомо- и би­сек­су­аль­ной ори­ен­та­ци­ей нель­зя от­ве­тить од­но­знач­но. Напр., из оп­ро­шен­ных в 1992 аме­ри­кан­цев на­ли­чие у се­бя го­мо­сек­су­аль­но­го вле­че­ния при­зна­ли 7,7% муж­чин и 7,5% жен­щин; го­мо­сек­су­аль­ный опыт по­сле 18 лет име­ли 4,9% муж­чин и 4,1% жен­щин (со вре­ме­ни по­ло­во­го со­зре­ва­ния – 9,1% и 4,3% со­от­вет­ст­вен­но); счи­та­ли се­бя гомо- или би­сек­су­аль­ны­ми 2,8% муж­чин и 1,4% жен­щин. Поэ­то­му лю­бые «ус­ред­нён­ные» по­ка­за­те­ли проб­ле­ма­тич­ны и не­на­дёж­ны.

В пси­хо­ло­гии Г. обыч­но оп­ре­де­ля­ют по сек­су­аль­ной иден­тич­но­сти ли­ца, а в эпи­де­мио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях – по его по­ве­де­нию («муж­чи­ны, имею­щие секс с муж­чи­на­ми»). По­сколь­ку сек­су­аль­ность тра­ди­ци­он­но рас­смат­ри­ва­ют в ре­про­дук­тив­ном кон­тек­сте – как сти­мул и сред­ст­во про­дол­же­ния ро­да, че­му Г. яв­но не спо­соб­ст­ву­ет, Г. про­из­во­дит впе­чат­ле­ние стран­но­го и за­га­доч­но­го фе­но­ме­на. Совр. нау­ка не име­ет еди­ной тео­рии про­ис­хо­ж­де­ния Г. По мне­нию З. Фрей­да, Г. по­ко­ит­ся на тех же пси­хо­фи­зио­ло­гич. ос­но­ва­ни­ях, что и раз­но­по­лая лю­бовь: че­ло­век по при­ро­де би­сек­суа­лен, в его во­об­ра­же­нии при­сут­ст­ву­ют как ге­те­ро-, так и го­мо­эро­тич. ком­по­нен­ты, а их «ба­ланс» оп­ре­де­ля­ет­ся в про­цес­се ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия. Био­ло­гич. нау­ки, пре­ж­де все­го ге­не­ти­ка и эн­док­ри­но­ло­гия, счи­та­ют пред­рас­по­ло­жен­ность к Г. вро­ж­дён­ной. Мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что Г. на­хо­дит­ся под оп­ре­де­лён­ным ге­не­тич. кон­тро­лем и ста­ти­сти­че­ски дос­то­вер­но свя­за­на с ря­дом осо­бен­но­стей [ле­во­ру­кость, дли­на паль­цев, строе­ние слу­хо­во­го ап­па­ра­та, со­от­но­ше­ние цик­лов сна и бодр­ст­во­ва­ния, осо­бен­но­сти про­те­ка­ния не­ко­то­рых им­мун­ных про­цес­сов, ати­пич­ное ген­дер­ное по­ве­де­ние в дет­ст­ве (см. в ст. Ген­дер­ная пси­хо­ло­гия), обу­слов­лен­ное на­ру­ше­ни­ем гор­мо­наль­но­го ба­лан­са в пе­ри­од внут­ри­ут­роб­но­го раз­ви­тия]. Од­на­ко эти по­ка­за­те­ли не мо­гут слу­жить ни ди­аг­но­стическими кри­те­рия­ми, ни объ­яс­не­ни­ем Г. как та­ко­вой. По­сколь­ку Г. на­блю­да­ет­ся у многих ви­дов жи­вот­ных, эво­лю­ци­он­ная био­ло­гия счи­та­ет, что она мог­ла вы­пол­нять ка­кие-то адап­тив­ные функ­ции. Об­ще­ст­венные и гу­ма­ни­тар­ные нау­ки свя­зы­ва­ют Г. пре­ж­де все­го с со­ци­аль­ны­ми и куль­тур­ны­ми фак­то­ра­ми, осо­бен­но­стя­ми вос­пи­та­ния и жиз­нен­ным опы­том ре­бён­ка. Иног­да го­мо­сек­су­аль­ные по­ве­де­ние и кон­так­ты обу­слов­ли­ва­ют­ся не вро­ж­дён­ны­ми, а внеш­ни­ми, си­туа­ци­он­ны­ми фак­то­ра­ми (дли­тель­ное пре­бы­ва­ние в од­но­по­лых кол­лек­ти­вах – тюрь­мах, ка­зар­мах и др., стрем­ле­ние «раз­но­об­ра­зить» сек­су­аль­ную жизнь). Обыч­но та­кая вре­мен­ная, эпи­зо­ди­че­ская (т. н. вто­рич­ная) Г. при из­ме­не­нии об­стоя­тельств ус­ту­па­ет ме­сто ге­те­ро­сек­су­аль­ной ак­тив­но­сти, хо­тя в не­ко­то­рых слу­ча­ях они мо­гут су­ще­ст­во­вать од­но­вре­мен­но (у т. н. би­сек­суа­лов).

Г. су­ще­ст­во­ва­ла во все вре­ме­на и во всех че­ло­ве­че­ских об­ще­ст­вах, она ши­ро­ко от­ра­же­на в ми­фо­ло­гии, лит-ре и иск-ве. Не­ко­то­рые древ­ние куль­ту­ры от­но­си­лись к ней тер­пи­мо и да­же по­ло­жи­тель­но. Не­ред­ко она бы­ла эле­мен­том под­ро­ст­ко­вых ини­циа­ций. В ан­тич­ной Гре­ции до­пус­ка­лись го­мо­сек­су­аль­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду муж­чи­ной и маль­чи­ком-под­ро­ст­ком (пе­де­ра­стия). Од­на­ко Г. не спо­соб­ст­ву­ет про­дол­же­нию ро­да, мар­ги­наль­на по от­но­ше­нию к ин­сти­ту­ту бра­ка и се­мей­ным цен­но­стям. Мн. ре­ли­гии (хри­сти­ан­ст­во, ис­лам, иу­да­изм) счи­та­ют Г. од­ним из наи­бо­лее серь­ёз­ных грехов. В сред­ние ве­ка Г. ста­ла уго­лов­но на­ка­зуе­мой. В Но­вое вре­мя её ста­ли счи­тать бо­лез­нен­ным про­яв­ле­ни­ем, в свя­зи с чем воз­ник во­прос о спра­вед­ли­во­сти при­вле­че­ния к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти лю­дей, ока­зав­ших­ся жерт­ва­ми «ошиб­ки при­ро­ды». Во 2-й пол. 20 в. Г. пе­ре­ста­ла быть «не­на­зы­вае­мым по­ро­ком», го­мо­сек­су­аль­ные «гет­то» пре­вра­ти­лись в об­щи­ны со сво­ей суб­куль­ту­рой, а сек­су­аль­ные мень­шин­ст­ва ста­ли за­мет­ной по­ли­тич. си­лой. Дек­ри­ми­на­ли­за­ция од­но­по­лой люб­ви (от­ме­на уго­лов­но­го пре­сле­до­ва­ния за го­мо­сек­су­аль­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду взрос­лы­ми людь­ми по вза­им­но­му со­гла­сию) в боль­шин­ст­ве стран За­па­да про­изош­ла в 1960–70-е гг., в РФ – в 1993 (Фран­ция осу­ще­ст­ви­ла её ещё в 1810). За этим по­сле­до­ва­ла её «де­па­то­ло­ги­за­ция», т. е. от­каз от ди­аг­но­за «го­мо­сек­суа­лизм», оп­ре­де­ляю­ще­го Г. как пси­хич. рас­строй­ство, сек­су­аль­ное из­вра­ще­ние. Ис­сле­до­ва­ния А. Кин­зи и др. учё­ных по­ка­за­ли, что Г. рас­про­стра­не­на зна­чи­тель­но ши­ре, чем бы­ло при­ня­то счи­тать, и впол­не со­вмес­ти­ма с пси­хич. здо­ровь­ем. Амер. пси­хи­ат­рич. ас­со­циа­ция в 1973 ис­клю­чи­ла Г. из пе­реч­ня пси­хич. бо­лез­ней. В 1990 это сде­ла­ла ВОЗ, в 1995 – Япо­ния, в 1999 – Рос­сия, в 2001 – Ки­тай.

Со 2-й пол. 20 в. в ми­ре на­блю­да­ет­ся нор­ма­ли­за­ция от­но­ше­ния об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва к од­но­по­лой люб­ви. Ев­ро­пей­ское со­об­ще­ст­во счи­та­ет дис­кри­ми­на­цию лю­дей по при­зна­ку их сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции юри­ди­че­ски и мо­раль­но не­при­ем­ле­мой. В нач. 21 в. ус­ко­рил­ся про­цесс ле­га­ли­за­ции од­но­по­лых со­жи­тельств. В ря­де стран, учи­ты­вая чув­ст­ва ве­рую­щих, та­кие сою­зы пред­по­чи­та­ют на­зы­вать ина­че (напр., за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ны­ми парт­нёр­ст­ва­ми) и ог­ра­ни­чи­ва­ют их пра­ва на усы­нов­ле­ние де­тей.

Лит.: Алек­се­ев Н. А. Пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние и по­ло­же­ние сек­су­аль­ных мень­шинств. М., 2001; Клей­мо и сек­су­аль­ная ори­ен­та­ция. Пред­рас­суд­ки в от­но­ше­нии об­ще­ст­ва к лес­би­ян­кам, го­мо­сек­суа­ли­стам и би­сек­суа­лам. Хар., 2002; Мон­ди­мор Ф. Го­мо­сек­су­аль­ность. Ес­те­ст­вен­ная ис­то­рия. Ека­те­рин­бург, 2002; Crompton L. Homosexuality and civilization. Camb. (Mass.); L., 2003; Бу­тов­ская М. Л. Го­мо­сек­суа­лизм и эво­лю­ция. [М.], 2005; Кон И. С. Ли­ки и мас­ки од­но­по­лой люб­ви. Лун­ный свет на за­ре. 2-е изд. М., 2006.

Вернуться к началу