ГОМОСЕКСУА́ЛЬНОСТЬ
-
Рубрика: Медицина
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОМОСЕКСУА́ЛЬНОСТЬ (от гомо… и сексуальность) (гомофилия, гомосексуализм, гомоэротика, сексуальная инверсия, однополая любовь), сексуальное влечение к лицам одноимённого пола, которое может быть как эпизодической, временной девиацией сексуальной, так и постоянной сексуальной ориентацией. Термин «Г.» (Homosexualität) ввёл в 1869 австр. писатель и публицист К. М. Бенкерт (1824–82). Мужскую Г. обозначают также терминами «мужеложство», «педерастия».
Мужчины-гомосексуалы часто называют себя геями (от англ. gay, которое в прованс. наречии обозначало куртуазную любовь трубадуров, а позднее – женщин и мужчин лёгкого поведения). Женскую Г. называют лесбийской любовью (лесбиянством) или сапфизмом (по имени др.-греч. поэтессы Сапфо, родившейся и жившей на о. Лесбос).
Г. – явление многомерное и многозначное. А. Кинзи установил (1948), что эротич. чувства и сексуальное поведение людей часто не совпадают. Совр. сексология концептуально разграничивает сексуальное влечение (либидо), сексуальное поведение, сексуальные фантазии, эмоциональные предпочтения, социальные предпочтения, стиль жизни и самоидентификацию (см. Идентичность). Отд. аспекты и компоненты сексуальной ориентации формируются в разное время. Непроизвольное эротич. влечение к лицам собственного пола часто появляется уже в раннем детстве. Целостный «сексуальный сценарий» формируется под влиянием среды и воспитания, в процессе взаимодействия с др. людьми, а сексуальная идентичность и соответствующий стиль жизни предполагают выбор и индивидуальное самоопределение. Поэтому на вопрос о процентном соотношении лиц с гетеро-, гомо- и бисексуальной ориентацией нельзя ответить однозначно. Напр., из опрошенных в 1992 американцев наличие у себя гомосексуального влечения признали 7,7% мужчин и 7,5% женщин; гомосексуальный опыт после 18 лет имели 4,9% мужчин и 4,1% женщин (со времени полового созревания – 9,1% и 4,3% соответственно); считали себя гомо- или бисексуальными 2,8% мужчин и 1,4% женщин. Поэтому любые «усреднённые» показатели проблематичны и ненадёжны.
В психологии Г. обычно определяют по сексуальной идентичности лица, а в эпидемиологич. исследованиях – по его поведению («мужчины, имеющие секс с мужчинами»). Поскольку сексуальность традиционно рассматривают в репродуктивном контексте – как стимул и средство продолжения рода, чему Г. явно не способствует, Г. производит впечатление странного и загадочного феномена. Совр. наука не имеет единой теории происхождения Г. По мнению З. Фрейда, Г. покоится на тех же психофизиологич. основаниях, что и разнополая любовь: человек по природе бисексуален, в его воображении присутствуют как гетеро-, так и гомоэротич. компоненты, а их «баланс» определяется в процессе индивидуального развития. Биологич. науки, прежде всего генетика и эндокринология, считают предрасположенность к Г. врождённой. Многочисл. исследования показывают, что Г. находится под определённым генетич. контролем и статистически достоверно связана с рядом особенностей [леворукость, длина пальцев, строение слухового аппарата, соотношение циклов сна и бодрствования, особенности протекания некоторых иммунных процессов, атипичное гендерное поведение в детстве (см. в ст. Гендерная психология), обусловленное нарушением гормонального баланса в период внутриутробного развития]. Однако эти показатели не могут служить ни диагностическими критериями, ни объяснением Г. как таковой. Поскольку Г. наблюдается у многих видов животных, эволюционная биология считает, что она могла выполнять какие-то адаптивные функции. Общественные и гуманитарные науки связывают Г. прежде всего с социальными и культурными факторами, особенностями воспитания и жизненным опытом ребёнка. Иногда гомосексуальные поведение и контакты обусловливаются не врождёнными, а внешними, ситуационными факторами (длительное пребывание в однополых коллективах – тюрьмах, казармах и др., стремление «разнообразить» сексуальную жизнь). Обычно такая временная, эпизодическая (т. н. вторичная) Г. при изменении обстоятельств уступает место гетеросексуальной активности, хотя в некоторых случаях они могут существовать одновременно (у т. н. бисексуалов).
Г. существовала во все времена и во всех человеческих обществах, она широко отражена в мифологии, лит-ре и иск-ве. Некоторые древние культуры относились к ней терпимо и даже положительно. Нередко она была элементом подростковых инициаций. В античной Греции допускались гомосексуальные отношения между мужчиной и мальчиком-подростком (педерастия). Однако Г. не способствует продолжению рода, маргинальна по отношению к институту брака и семейным ценностям. Мн. религии (христианство, ислам, иудаизм) считают Г. одним из наиболее серьёзных грехов. В средние века Г. стала уголовно наказуемой. В Новое время её стали считать болезненным проявлением, в связи с чем возник вопрос о справедливости привлечения к уголовной ответственности людей, оказавшихся жертвами «ошибки природы». Во 2-й пол. 20 в. Г. перестала быть «неназываемым пороком», гомосексуальные «гетто» превратились в общины со своей субкультурой, а сексуальные меньшинства стали заметной политич. силой. Декриминализация однополой любви (отмена уголовного преследования за гомосексуальные отношения между взрослыми людьми по взаимному согласию) в большинстве стран Запада произошла в 1960–70-е гг., в РФ – в 1993 (Франция осуществила её ещё в 1810). За этим последовала её «депатологизация», т. е. отказ от диагноза «гомосексуализм», определяющего Г. как психич. расстройство, сексуальное извращение. Исследования А. Кинзи и др. учёных показали, что Г. распространена значительно шире, чем было принято считать, и вполне совместима с психич. здоровьем. Амер. психиатрич. ассоциация в 1973 исключила Г. из перечня психич. болезней. В 1990 это сделала ВОЗ, в 1995 – Япония, в 1999 – Россия, в 2001 – Китай.
Со 2-й пол. 20 в. в мире наблюдается нормализация отношения общества и государства к однополой любви. Европейское сообщество считает дискриминацию людей по признаку их сексуальной ориентации юридически и морально неприемлемой. В нач. 21 в. ускорился процесс легализации однополых сожительств. В ряде стран, учитывая чувства верующих, такие союзы предпочитают называть иначе (напр., зарегистрированными партнёрствами) и ограничивают их права на усыновление детей.