МАРТИНГА́Л
-
Рубрика: Математика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
МАРТИНГА́Л, случайный процесс, описание вероятностной структуры которого даётся в терминах условных математич. ожиданий.
Пусть (Ω,𝒜,P) – вероятностное пространство, на котором задана последовательность σ-алгебр 𝒜0⊆𝒜1⊆...⊆𝒜. Последовательность действительных случайных величин M=(Mn)n⩾0, заданная на фильтров. вероятностном пространстве (Ω,𝒜,(𝒜n)n⩾0,P), называется М. [относительно σ -алгебр (𝒜n)n⩾0 и вероятности P ], если E∣Mn∣<∞ и условное математическое ожидание E(Mn+1∣𝒜n)=Mn (P-почти наверное, т. е. равенство справедливо на событии, вероятность которого равна 1) для каждого n⩾0. Для всякого М. математич. ожидание EMn не зависит от n.
В тех случаях, когда E(Mn+1∣𝒜n)⩾Mn (P-почти наверное), говорят, что M=(Mn)n⩾0 есть субмартингал. В случае выполнения неравенств E(Mn+1∣𝒜n)⩽Mn (P-почти наверное) говорят, что M=(Mn)n⩾0 есть супермартингал. Всякий супермартингал изменением знака можно превратить в субмартингал. Для субмартингалов справедливо разложение Дуба: если X=(Xn)n⩾0 – субмартингал, то найдётся такой М. M=(Mn)n⩾0 и возрастающая предсказуемая последовательность A=(An)n⩾0 (т. е. A0=0,An являются 𝒜n–1-измеримыми при каждом n⩾1), что P-почти наверное Xn=Mn+An,n⩾0.
Перечисленные понятия переносятся на случай непрерывного времени. Теория М. в непрерывном времени легла в основу т. н. стохастич. исчисления (где используются понятие стохастич. интеграла и стохастические дифференциальные уравнения). Классич. примерами М. являются броуновское движение (винеровский процесс), центриров. процесс Пуассона, некоторые классы интегралов по броуновскому движению и центриров. пуассоновской мере.
Зарождение теории М., как и многих осн. понятий теории вероятностей, связано с математич. анализом выигрыша в т. н. безобидных (справедливых) играх. Напр., если независимые случайные величины Xt,t=1,2,..., принимают два значения +1 и –1 с вероятностями 1/2, определяя случайный выигрыш и проигрыш игрока на t-м шаге игры, его ставка на первом шаге есть a1, а на t-м шаге, t⩾2, есть at=at(X1,...,Xt−1), т. е. на t-м шаге, t⩾2, игрок выбирает ставку по некоторому правилу, учитывающему его выигрыши и проигрыши на предыдущих шагах, то капитал Mn игрока в момент n естьMn=a1X1+...+anXn=Mn–1+anXn,M0=0. Поэтому при всех n⩾1 условное математич. ожиданиеE(Mn∣X1,...,Xn–1)=Mn–1. Именно это свойство, определяющее т. н. безобидную (справедливую) игру, положено в основу общего определения мартингала.