Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УРДУ́ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 79

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Васильева

УРДУ́ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра на яз. ур­ду, од­на из ли­те­ра­тур Ин­дии и Па­ки­ста­на. Наи­бо­лее ран­ние па­мят­ни­ки да­ти­ру­ют­ся 13–14 вв. и свя­за­ны с твор­че­ст­вом Ами­ра Хос­ро­ва Дех­ле­ви. Клас­сич. У. л., ис­пы­тав­шая влия­ние перс. по­этич. тра­ди­ции (см. в ст. Иран), име­ла пре­им. при­двор­но-ари­сто­кра­тич. ха­рак­тер. В 15–17 вв. цен­тра­ми раз­ви­тия У. л. ста­ли сто­ли­цы кня­жеств юга Ин­дии (Де­ка­на) – Бид­жа­пу­ра и Гол­кон­ды, где на яз. дак­хи­ни (юж. ур­ду) по­лу­чи­ли раз­ви­тие за­им­ст­во­ван­ные из перс. по­эзии жан­ры и соз­да­ны пер­вые об­раз­цы ре­лиг.-мис­тич. и свет­ской ли­ри­ки. Круп­ней­шие де­кан­ские по­эты – мас­те­ра га­зе­ли Фи­роз Би­да­ри, Ха­сан Шау­ки, Мах­муд Да­ка­ни; ав­тор пер­во­го по­этич. ди­ва­на – Му­хам­мад Ку­ли Кутб-шах, по­эзия ко­то­ро­го со­дер­жит кра­соч­ные опи­са­ния при­ро­ды, ин­дус­ских и му­сульм. празд­ни­ков. На ру­бе­же 16–17 вв. из­вест­ность по­лу­чи­ло твор­че­ст­во Иб­ра­хи­ма Адиль-ша­ха (по­этич. сб. «Де­вять ме­ло­дий»). Жанр лю­бов­ных по­эм-мас­на­ви пред­став­лен в 17–18 вв. твор­че­ст­вом по­этов Нус­ра­ти («Цвет­ник люб­ви»), Гав­ва­си, Ибн-е Ни­ша­ти («Цвет­ник»), Ва­ли Ау­ран­га­ба­ди, Вад­жа­хи («Кутб и Муш­та­ри»). Вад­жа­хи – ав­тор и од­но­го из пер­вых про­за­ич. про­из­ве­де­ний в У. л. – ал­ле­го­рич. по­вес­ти «Все чув­ст­ва». Си­радж Ау­ран­га­ба­ди про­сла­вил­ся как вы­даю­щий­ся мас­тер су­фий­ской га­зе­ли.

К 18 в. центр У. л. пе­ре­мес­тил­ся на се­вер (Де­ли, Лакх­нау, Рам­пур). Из жан­ров наи­боль­шей по­пу­ляр­но­стью про­дол­жа­ла поль­зо­вать­ся га­зель, к ко­то­рой об­ра­ща­лись Фа­из Дех­ле­ви, Маз­хар Джан-е Джа­нан и др. Круп­ней­шие по­эты кон. 18 в. – су­фий Мир Дард, Мир­за Сау­да (мас­тер ка­сы­ды и ос­но­ва­тель са­ти­рич. жан­ра), Ми­ра Ха­са­на, а так­же «шах га­зе­ли» Мир Та­ки Мир. Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет по­эзия На­зи­ра Ак­ба­ра­ба­ди, от­ме­чен­ная де­мо­кра­тич. на­прав­лен­но­стью, оби­ли­ем разг. язы­ко­вых форм. В кон. 18 в. в Лакх­нау офор­ми­лась изы­скан­ная по­эзия с эле­мен­та­ми эро­ти­ки (Ран­гин, Джан Са­хиб); по­пу­ляр­ность сни­ска­ли эле­гии (мар­сии) Ми­ра Ани­са, Мир­зы Да­би­ра. С сер. 18 в. раз­ви­ва­лась про­за, пер­во­на­чаль­но под­ра­жа­тель­ная (пре­им. пе­ре­ска­зы и пе­редел­ки санскр. и перс. про­из­ве­де­ний ска­зоч­но-фан­та­стич. ха­рак­те­ра). Де­лий­ская про­за от­ли­ча­ет­ся вни­ма­ни­ем к бы­то­вым де­та­лям, жи­востью и ес­те­ст­вен­ностью язы­ка: Мир Ам­ман (по­весть «Сад и вес­на», 1802) и др. Ув­ле­че­ние сверхъ­ес­те­ст­вен­ным, а так­же ус­лож­нён­ный язык ха­рак­те­рны для про­зы, раз­вив­шей­ся в Лакх­нау («По­весть о чу­де­сах» Су­ру­ра, 1824). Куль­ми­на­ция клас­сич. по­эзии – твор­че­ст­во Мир­зы Га­ли­ба, а так­же Мо­ми­на, Зо­ука, Да­га и др. по­этов се­ре­ди­ны и кон. 19 в. В по­след­ней тре­ти 19 в. (эпо­ха про­све­ти­тель­ст­ва) на­чал­ся про­цесс ста­нов­ле­ния но­вой лит-ры. Наи­боль­шую по­пу­ляр­ность сни­скал ро­ман – мо­раль­но-ди­дак­ти­че­ский (На­зир Ах­мад), аван­тюр­но-при­клю­чен­че­ский (Ра­тан Сар­шар), ис­то­ри­че­ский (Аб­дул Ха­лим Ша­рар) и со­ци­аль­ный (Мир­за Рус­ва). Ре­фор­ма­то­ром по­эзии стал Ал­таф Ха­ли, в кн. «Вве­де­ние в по­эти­ку» (1893) раз­мыш­ляв­ший о пу­тях об­нов­ле­ния лит-ры. Ре­во­люц. ро­ман­ти­ка и пат­рио­тич. па­фос от­ли­ча­ют по­эзию Му­хам­ма­да Ик­ба­ла. В 1936 соз­да­на Ас­со­циа­ция про­грес­сив­ных пи­са­те­лей Ин­дии (АППИ), в её «Ма­ни­фе­сте» про­воз­гла­ше­ны идеа­лы со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти и де­мо­кра­тии, а осн. ху­дож. ме­то­дом из­бран реа­лизм. Боль­шин­ст­во круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей У. л. бы­ли свя­за­ны с АППИ: по­эты Джош Ма­лиха­ба­ди, Фа­из Ах­мад Фа­из, Мах­дум Мо­хи­уд­дин, Али Сар­дар Джаф­ри, Мад­жаз, Ах­мад На­дим Кас­ми, пи­са­те­ли Пре­мчанд, Сад­жад За­хир, Саа­дат Ха­сан Ман­то, Кри­шан Чан­дар, Ход­жа Ах­мад Аб­бас, Рад­жен­д­ра Сингх Бе­ди. По­эзия в ду­хе аван­гар­диз­ма пред­став­ле­на твор­че­ст­вом Ми­рад­жи, Нун Мим Ра­ши­да и др.

По­сле 1947 У. л. раз­ви­ва­ет­ся в Ин­дии и Па­ки­ста­не. В чис­ле круп­ней­ших инд. про­заи­ков 2-й пол. 20 в. – Кур­рат уль-Айн Хай­дар, Кри­шан Чан­дар, Рад­жен­д­ра Сингх Бе­ди, Ис­мат Чуг­таи, Ход­жа Ах­мад Аб­бас, Джи­ла­ни Ба­но; сре­ди зна­чит. по­этов – Али Сар­дар Джаф­ри, Кай­фи Аз­ми, Фи­рак Го­рак­хпу­ри, Мад­жрух Сул­тан­пу­ри.

См. так­же в ста­ть­ях Ин­дия и Па­кистан.

Лит.: Эх­ти­шам Ху­сейн С. Ис­то­рия ли­те­ра­ту­ры ур­ду. М., 1961; Зо­граф Г. А. Хин­ду­ста­ни на ру­бе­же XVIII и XIX вв. М., 1961; Гле­бов Н. В., Су­хо­чев А. С. Ли­те­ра­ту­ра ур­ду. М., 1967; Су­хо­чев А. С. От дас­та­на к ро­ма­ну. М., 1971; Дех­тярь А. А. Про­бле­мы по­эти­ки дас­та­нов ур­ду. М., 1979; она же (Су­во­ро­ва А. А.). Ин­дий­ская лю­бов­ная по­эма (мас­на­ви). М., 1992; Muhammad Sadiq. A history of Urdu li­terature. 2nd ed. Delhi; Oxf., 1984; Matthews D. J., Shackle C., Husain Sh. Urdu literature. L., 1985; Ali Jawad Zaidi. A history of Urdu li­terature. New Delhi, 1993; Shamsur Rahman Faruqi. Early Urdu literary culture and history. Delhi, 2001; Та­бас­сум Каш­ми­ри. Ис­то­рия ли­те­ра­ту­ры ур­ду. Ла­хор, 2003 (на ур­ду); Ва­силь­е­ва Л. А. Ста­нов­ле­ние га­зе­ли ур­ду: У ис­то­ков жан­ра. М., 2015.

Вернуться к началу