УРДУ́ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УРДУ́ ЛИТЕРАТУ́РА, литература на яз. урду, одна из литератур Индии и Пакистана. Наиболее ранние памятники датируются 13–14 вв. и связаны с творчеством Амира Хосрова Дехлеви. Классич. У. л., испытавшая влияние перс. поэтич. традиции (см. в ст. Иран), имела преим. придворно-аристократич. характер. В 15–17 вв. центрами развития У. л. стали столицы княжеств юга Индии (Декана) – Биджапура и Голконды, где на яз. дакхини (юж. урду) получили развитие заимствованные из перс. поэзии жанры и созданы первые образцы религ.-мистич. и светской лирики. Крупнейшие деканские поэты – мастера газели Фироз Бидари, Хасан Шауки, Махмуд Дакани; автор первого поэтич. дивана – Мухаммад Кули Кутб-шах, поэзия которого содержит красочные описания природы, индусских и мусульм. праздников. На рубеже 16–17 вв. известность получило творчество Ибрахима Адиль-шаха (поэтич. сб. «Девять мелодий»). Жанр любовных поэм-маснави представлен в 17–18 вв. творчеством поэтов Нусрати («Цветник любви»), Гавваси, Ибн-е Нишати («Цветник»), Вали Аурангабади, Ваджахи («Кутб и Муштари»). Ваджахи – автор и одного из первых прозаич. произведений в У. л. – аллегорич. повести «Все чувства». Сирадж Аурангабади прославился как выдающийся мастер суфийской газели.
К 18 в. центр У. л. переместился на север (Дели, Лакхнау, Рампур). Из жанров наибольшей популярностью продолжала пользоваться газель, к которой обращались Фаиз Дехлеви, Мазхар Джан-е Джанан и др. Крупнейшие поэты кон. 18 в. – суфий Мир Дард, Мирза Сауда (мастер касыды и основатель сатирич. жанра), Мира Хасана, а также «шах газели» Мир Таки Мир. Особое место занимает поэзия Назира Акбарабади, отмеченная демократич. направленностью, обилием разг. языковых форм. В кон. 18 в. в Лакхнау оформилась изысканная поэзия с элементами эротики (Рангин, Джан Сахиб); популярность снискали элегии (марсии) Мира Аниса, Мирзы Дабира. С сер. 18 в. развивалась проза, первоначально подражательная (преим. пересказы и переделки санскр. и перс. произведений сказочно-фантастич. характера). Делийская проза отличается вниманием к бытовым деталям, живостью и естественностью языка: Мир Амман (повесть «Сад и весна», 1802) и др. Увлечение сверхъестественным, а также усложнённый язык характерны для прозы, развившейся в Лакхнау («Повесть о чудесах» Сурура, 1824). Кульминация классич. поэзии – творчество Мирзы Галиба, а также Момина, Зоука, Дага и др. поэтов середины и кон. 19 в. В последней трети 19 в. (эпоха просветительства) начался процесс становления новой лит-ры. Наибольшую популярность снискал роман – морально-дидактический (Назир Ахмад), авантюрно-приключенческий (Ратан Саршар), исторический (Абдул Халим Шарар) и социальный (Мирза Русва). Реформатором поэзии стал Алтаф Хали, в кн. «Введение в поэтику» (1893) размышлявший о путях обновления лит-ры. Революц. романтика и патриотич. пафос отличают поэзию Мухаммада Икбала. В 1936 создана Ассоциация прогрессивных писателей Индии (АППИ), в её «Манифесте» провозглашены идеалы социальной справедливости и демократии, а осн. худож. методом избран реализм. Большинство крупнейших представителей У. л. были связаны с АППИ: поэты Джош Малихабади, Фаиз Ахмад Фаиз, Махдум Мохиуддин, Али Сардар Джафри, Маджаз, Ахмад Надим Касми, писатели Премчанд, Саджад Захир, Саадат Хасан Манто, Кришан Чандар, Ходжа Ахмад Аббас, Раджендра Сингх Беди. Поэзия в духе авангардизма представлена творчеством Мираджи, Нун Мим Рашида и др.
После 1947 У. л. развивается в Индии и Пакистане. В числе крупнейших инд. прозаиков 2-й пол. 20 в. – Куррат уль-Айн Хайдар, Кришан Чандар, Раджендра Сингх Беди, Исмат Чугтаи, Ходжа Ахмад Аббас, Джилани Бано; среди значит. поэтов – Али Сардар Джафри, Кайфи Азми, Фирак Горакхпури, Маджрух Султанпури.