Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОЛЕВА́Я ЛИ́РИКА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 617

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: A. М

РОЛЕВА́Я ЛИ́РИКА (нем. Rollenlyrik), сти­хотв. про­из­ве­де­ния с по­ве­ст­во­ва­ни­ем от пер­во­го ли­ца, ко­то­рое вос­при­ни­ма­ет­ся чи­та­те­лем как не­то­ж­де­ст­вен­ное ав­то­ру. Ро­ле­вой ха­рак­тер ли­рич. «я» мо­жет вы­яв­лять­ся бла­го­да­ря вне­тек­сто­вым фак­то­рам (стих. «Уз­ник» А. С. Пуш­ки­на мог­ло бы не от­но­сить­ся к Р. л., если бы в са­мом де­ле бы­ло на­пи­са­но тю­рем­ным за­клю­чён­ным), а мо­жет быть за­ло­жен в тек­сте как его им­ма­нент­ное свой­ст­во (напр., ко­гда дан­ное по­ве­ст­во­ва­ние в ре­аль­но­сти не­воз­мож­но – «Я убит по­до Рже­вом...» А. Т. Твар­дов­ско­го). Субъ­ект по­ве­ст­во­ва­ния в Р. л. – обыч­но ус­лов­ный пер­со­наж, ха­рак­тер­ный для дан­ной эпо­хи или жан­ро­вой тра­ди­ции: пас­тух или пас­туш­ка в пас­то­раль­ной по­эзии; мерт­вец в эпи­та­фии; стран­ник, уз­ник, пред­ста­ви­тель той или иной эк­зо­тич. куль­ту­ры, мёрт­вый лю­бов­ник в по­эзии пред­ро­ман­тиз­ма и ро­ман­тиз­ма. Со 2-й пол. 19 в. круг пер­со­на­жей, ко­то­рым ав­тор по­ру­ча­ет по­ве­ст­во­ва­ние, уже не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ус­лов­ны­ми жан­ро­во-те­ма­тич. ро­ля­ми и зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ет­ся. Вме­сте с тем гра­ни­цы Р. л. ста­но­вят­ся край­не зыб­ки­ми, по­сколь­ку ро­ле­вой по­ве­ст­во­ва­тель весь­ма час­то мо­жет быть трак­то­ван не как дис­тан­ци­ро­ван­ная от ав­то­ра фи­гу­ра, но как внутр. пе­ре­во­пло­ще­ние са­мо­го ав­то­ра, от­кры­ваю­ще­го «дру­го­го» в са­мом се­бе. Так, стих. А. Бло­ка «Я – Гам­лет. Хо­ло­де­ет кровь...» мо­жет быть от­не­се­но к Р. л. чис­то фор­маль­но, но не со­дер­жа­тель­но, по­сколь­ку оче­вид­ным об­ра­зом вос­при­ни­ма­ет­ся не как мо­но­лог не­кое­го пер­со­на­жа, дис­тан­ци­ро­ван­но­го от ли­рич. ге­роя (по­этич. «я»), а как по­пыт­ка это­го ли­рич. ге­роя отож­де­ст­вить се­бя с лич­но­стью Гам­ле­та.

Лит.: Walzel О. Schicksale des lyrischen Ichs // Das Wortkunstwerk: Mittel seiner Erfor­schung. Lpz., 1926; Кор­ман Б. О. Ли­ри­ка Н. А. Не­кра­со­ва. Во­ро­неж, 1964.

Вернуться к началу