Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПО́ВЕСТЬ ДРЕВНЕРУ́ССКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 498

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

ПО́ВЕСТЬ ДРЕВНЕРУ́ССКАЯ, об­щее ус­лов­ное обо­зна­че­ние про­из­ве­де­ний др.-рус. ли­те­ра­ту­ры (11–17 вв.), раз­лич­ных по сво­ей ху­дож. струк­ту­ре и объ­е­ди­нён­ных лишь при­зна­ком по­ве­ст­во­ва­тель­но­сти – связ­ным опи­са­ни­ем не­ких со­бы­тий. На­зва­ние «по­весть» мог­ло встре­чать­ся в за­гла­ви­ях жи­тий свя­тых (напр., «По­весть о жи­тии...»), при опи­са­ни­ях чу­дес, при­мы­кав­ших к жи­ти­ям, но не вхо­див­ших в их со­став; «по­вес­тя­ми» име­но­ва­лись про­из­ве­де­ния ре­ли­ги­оз­но-на­зи­дат. ха­рак­те­ра, ле­то­пи­си («По­весть вре­мен­ных лет»), про­стран­ные био­гра­фии ца­рей и пол­ко­вод­цев. Си­но­ни­ма­ми «по­вес­ти» вы­сту­па­ли «ска­за­ние» и «сло­во» (ре­же). П. д. при­ня­то на­зы­вать как са­мо­стоя­тель­ные, за­кон­чен­ные про­из­ве­де­ния, так и фраг­мен­ты, вхо­дя­щие в со­став ле­то­пи­сей (во­ин­ские по­вес­ти и «по­вес­ти о кня­же­ских пре­сту­п­ле­ни­ях», опи­сы­ваю­щие ве­ро­лом­ные по­ступ­ки рус. кня­зей).

Пер­вые по­вес­ти, бы­то­вав­шие в лит-ре Древ­ней Ру­си (11–1-я треть 13 вв.), бы­ли пе­ре­вод­ны­ми: во­ин­ские – «Алек­сан­д­рия», «Дев­ге­ние­во дея­ние»; ди­дак­ти­че­ские – «По­весть об Аки­ре Пре­му­дром», «По­весть о Вар­лаа­ме и Ио­а­са­фе»; по­вестью бы­ла на­зва­на в др.-рус. пе­ре­во­де «Ис­то­рия Иу­дей­ской вой­ны» Ио­си­фа Фла­вия. В 11–13 вв. ори­ги­наль­ные по­вес­ти (о кня­же­ских пре­сту­п­ле­ни­ях, о рус­ско-по­ло­вец­ких вой­нах) встре­ча­ют­ся пре­им. в со­ста­ве ле­то­пи­сей. В 14–15 вв. соз­да­ны про­стран­ные не­ле­то­пис­ные во­ин­ские по­вес­ти: «По­весть о ра­зо­ре­нии Ря­за­ни Ба­ты­ем», «За­дон­щи­на», «Ска­за­ние о Ма­мае­вом по­бои­ще», в ко­то­рых уси­ле­но бел­лет­ри­стич. на­ча­ло: под­роб­но изо­бра­жа­ют­ся пе­ре­жи­ва­ния пер­со­на­жей, при­во­дят­ся мо­но­ло­ги и диа­ло­ги, ис­поль­зо­ва­ны приё­мы за­мед­ле­ния (ре­тар­да­ции) и убы­ст­ре­ния по­ве­ст­во­ва­ния в наи­бо­лее на­пря­жён­ные мо­мен­ты. По об­раз­цу во­ин­ских по­вес­тей на­пи­са­ны не­ко­то­рые кня­же­ские жи­тия («По­весть о жи­тии Алек­сан­д­ра Нев­ско­го»). В 15 в. по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние по­вес­ти бел­лет­ри­стич. ха­рак­те­ра – как пе­ре­вод­ные («Ска­за­ния о Со­ло­мо­не и Ки­тов­ра­се», «Серб­ская Алек­сан­д­рия»), так и ори­ги­наль­ные («По­весть о стар­це, про­сив­шем ру­ки цар­ской до­че­ри» и др.). Чер­ты вол­шеб­ной сказ­ки и жи­тия со­че­та­ет «По­весть о Пет­ре и Фев­ро­нии».

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние жанр по­вес­ти по­лу­ча­ет в 17 в. По­вес­ти т. н. Смут­но­го вре­ме­ни, от­ра­зив­шие со­бы­тия нач. 17 в., от­чёт­ли­во пуб­ли­ци­стич­ны: «По­весть 1606 го­да», «Плач о пле­не­нии и ко­неч­ном ра­зо­ре­нии Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва», «По­весть о пре­став­ле­нии кня­зя Ми­хаи­ла Ва­силь­е­ви­ча Ско­пи­на-Шуй­ско­го», «Ска­за­ние» Ав­раа­мия Па­ли­цы­на. Про­ис­хо­дит даль­ней­шая бел­лет­ри­за­ция ис­то­рич. по­вес­тей («По­весть об Азов­ском си­де­нии дон­ских ка­за­ков»); соз­да­ют­ся мно­го­числ. по­вес­ти, по­лу­чив­шие на­зва­ние «не­по­лез­ных»: они ли­ше­ны на­зи­да­тель­но­сти и ре­лиг. мо­ти­вов, их ус­та­нов­ка – раз­влечь чи­та­те­ля опи­са­ни­ем не­обык­но­вен­ных со­бы­тий и при­клю­че­ний («По­весть о браж­ни­ке», «По­весть о Ше­мя­ки­ном су­де», «По­весть о Кар­пе Су­ту­ло­ве»). Круп­ней­ши­ми па­мят­ни­ка­ми П. д. ста­ли «По­весть о Го­ре-Зло­час­тии», «По­весть о Сав­ве Груд­цы­не», «По­весть о Фро­ле Ско­бее­ве».

Сре­ди пе­ре­вод­ных по­вес­тей 17 в. – «По­весть о Бо­ве ко­ро­ле­ви­че», вос­хо­дя­щая к франц. ры­цар­ско­му ро­ма­ну; «По­весть о Ерус­ла­не Ла­за­ре­ви­че», имею­щая тюрк. про­ис­хо­ж­де­ние; «По­весть о Брунц­ви­ке», пе­ре­ве­дён­ная с чеш. язы­ка, и др.; за­мет­ное ме­сто за­ни­ма­ют сбор­ни­ки нра­во­учит. по­вес­тей («Ве­ли­кое зер­ца­ло», «Рим­ские дея­ния»).

Тра­ди­ции ис­то­рич. П. д. в даль­ней­шем про­дол­жа­ли со­хра­нять­ся в ста­ро­об­рядч. лит-ре («По­весть об оса­де Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря» Се­мё­на Де­ни­со­ва, нач. 18 в.); сход­ст­во с бел­лет­ри­стич. пе­ре­вод­ны­ми и ори­ги­наль­ны­ми по­вес­тя­ми 17 в. про­сле­жи­ва­ет­ся в твор­че­ст­ве М. Д. Чул­ко­ва, В. А. Лёв­ши­на, в аван­тюр­ных ро­ма­нах М. Ко­ма­ро­ва («Жизнь Вань­ки Каи­на», 1779, «По­весть о при­клю­че­нии аг­лин­ско­го ми­лор­да Ге­ор­га», 1782).

Изд.: Во­ин­ские по­вес­ти Древ­ней Ру­си. М.; Л., 1949; Рус­ская по­весть XVII в. М., 1954; Рус­ские по­вес­ти XV–XVI вв. М.; Л., 1958; Рус­ская де­мо­кра­ти­че­ская са­ти­ра XVII в. 2-е изд. М., 1977; Ска­за­ния и по­вес­ти о Ку­ли­ков­ской бит­ве. Л., 1982.

Лит.: Ар­хан­гель­ский А. С. Опы­ты ори­ги­наль­ной свет­ской по­вес­ти // Ар­хан­гель­ский А. С. Лек­ции по ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Ка­зань, 1913; Ор­лов А. С. Пе­ре­вод­ные по­вес­ти фео­даль­ной Ру­си и Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва XII–XVII вв. Л., 1934; Спе­ран­ский М. Н. Эво­лю­ция рус­ской по­вес­ти в XVII в. // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Л., 1934. Т. 1; Кузь­ми­на В. Д. Ры­цар­ский ро­ман на Ру­си. Бо­ва, Петр Зла­тых Клю­чей. М., 1964; Дмит­ри­ев Л. А. Жи­тий­ные по­вес­ти Рус­ско­го Се­ве­ра как па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры XIII–XVII вв. Л., 1973; Ли­те­ра­ту­ра Древ­ней Ру­си: Био­биб­лио­гра­фи­че­ский сло­варь / Сост. Л. В. Со­ко­ло­ва. М., 1996.

Вернуться к началу