ПЕ́РЕС ГАЛЬДО́С
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́РЕС ГАЛЬДО́С (Pérez Galdós) Бенито (10.5.1843, Лас-Пальмас – 4.1.1920, Мадрид), исп. писатель, обществ. деятель, чл. Исп. королевской академии (1897). Сын военного. Бакалавр искусств (1862); в 1863 поступил на юридич. ф-т Мадридского ун-та (не окончил). Депутат кортесов от республиканской партии (с 1907).
Дебютировал как публицист. Первые романы: «Золотой фонтан» («La fontana de oro», изд. в 1870, рус. пер. 1881) – о революции 1820–23, и «Смельчак» («El audaz», 1870) – о Толедском восстании 1804. Широкую известность получили историч. романы, объединённые П. в эпопею «Национальные эпизоды» («Episodios nacionales», 46 романов в 5 сериях, 1873–1912), – о жизни Испании со времени Трафальгарской битвы (1805) до поражения Революции 1868–73. В произведениях 1870-х гг., обращённых к современности, воплотилась т. н. новая манера П. Г., сочетавшая реалистич. типизацию в духе О. де Бальзака, поэтику натурализма и символизма: романы «Донья Перфекта» («Doña Perfecta», 1876, рус. пер. 1882), «Глория» («Gloria», 1877, рус. пер. 1884), а также цикл «Современные романы» («Novelas contemporáneas», ок. 25 романов, 1881–1915). Символистские тенденции нашли яркое выражение в романной тетралогии о Торквемаде (рус. пер. 1958): «Торквемада на костре» («Torquemada en la hoguera», 1889), «Торквемада на кресте» («Torquemada en la cruz», 1893), «Торквемада в чистилище» («Torquemada en el purgatorio», 1894), «Торквемада и Святой Пётр» («Torquemada y San Pedro», 1895), в романе-утопии «Очарованный кабальеро. Повесть реальная… неправдоподобная» («El caballero encantado. Сuento real... inverosímil», 1909; рус. пер. 1923). В сер. 1890-х гг. испытал влияние идей Л. Н. Толстого: романы «Насарин» («Nazarín», 1895) и «Альма» («Halma», 1895), проникнутые христианскими настроениями. В драматургии П. Г., как и в прозе, переплетаются реалистич. и символистские тенденции: драмы «Электра» («Electra», 1901), «Дед» («El abuelo», 1904), «Кассандра» («Casandra», 1905) и др. Творчество П. Г. во многом способствовало развитию реализма в исп. лит-ре. В России произведения П. Г. пользовались успехом в кон. 19 – нач. 20 вв.