Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́РЕС ГАЛЬДО́С

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 656-657

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ф. Надъярных

ПЕ́РЕС ГАЛЬДО́С (Pérez Galdós) Бе­ни­то (10.5.1843, Лас-Паль­мас – 4.1.1920, Мад­рид), исп. пи­са­тель, об­ществ. дея­тель, чл. Исп. ко­ро­лев­ской ака­де­мии (1897). Сын во­ен­но­го. Ба­ка­лавр ис­кусств (1862); в 1863 по­сту­пил на юри­дич. ф-т Мад­рид­ско­го ун-та (не окон­чил). Де­пу­тат кор­те­сов от рес­пуб­ли­кан­ской пар­тии (с 1907).

Де­бю­ти­ро­вал как пуб­ли­цист. Пер­вые ро­ма­ны: «Зо­ло­той фон­тан» («La fonta­na de oro», изд. в 1870, рус. пер. 1881) – о ре­во­лю­ции 1820–23, и «Смель­чак» («El audaz», 1870) – о То­лед­ском вос­ста­нии 1804. Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ли ис­то­рич. ро­ма­ны, объ­е­ди­нён­ные П. в эпо­пею «На­цио­наль­ные эпи­зо­ды» («Epi­so­dios nacionales», 46 ро­ма­нов в 5 се­ри­ях, 1873–1912), – о жиз­ни Ис­па­нии со вре­ме­ни Тра­фаль­гар­ской бит­вы (1805) до по­ра­же­ния Ре­во­лю­ции 1868–73. В про­из­ве­де­ни­ях 1870-х гг., об­ра­щён­ных к со­вре­мен­но­сти, во­пло­ти­лась т. н. но­вая ма­не­ра П. Г., со­че­тав­шая реа­ли­стич. ти­пи­за­цию в ду­хе О. де Баль­за­ка, по­эти­ку на­ту­ра­лиз­ма и сим­во­лиз­ма: ро­ма­ны «До­нья Пер­фек­та» («Doña Perfecta», 1876, рус. пер. 1882), «Гло­рия» («Gloria», 1877, рус. пер. 1884), а так­же цикл «Со­вре­мен­ные ро­ма­ны» («Novelas contempo­ráne­as», ок. 25 ро­ма­нов, 1881–1915). Сим­во­ли­ст­ские тен­ден­ции на­шли яр­кое вы­ра­же­ние в ро­ман­ной тет­ра­ло­гии о Тор­кве­ма­де (рус. пер. 1958): «Тор­кве­ма­да на ко­ст­ре» («Torquemada en la hoguera», 1889), «Тор­кве­ма­да на кре­сте» («Tor­que­ma­da en la cruz», 1893), «Тор­кве­ма­да в чис­ти­ли­ще» («Torquemada en el pur­ga­torio», 1894), «Тор­кве­ма­да и Свя­той Пётр» («Torquemada y San Pedro», 1895), в ро­ма­не-уто­пии «Оча­ро­ван­ный ка­баль­е­ро. По­весть ре­аль­ная… не­прав­до­по­доб­ная» («El caballero encantado. Сuen­to real... inverosímil», 1909; рус. пер. 1923). В сер. 1890-х гг. ис­пы­тал вли­я­ние идей Л. Н. Тол­сто­го: ро­ма­ны «На­са­рин» («Nazarín», 1895) и «Аль­ма» («Halma», 1895), про­ник­ну­тые хри­сти­ан­ски­ми на­строе­ния­ми. В дра­ма­тур­гии П. Г., как и в про­зе, пе­ре­пле­та­ют­ся реа­ли­стич. и сим­во­ли­ст­ские тен­ден­ции: дра­мы «Элек­тра» («Electra», 1901), «Дед» («El abuelo», 1904), «Кас­сан­д­ра» («Casandra», 1905) и др. Твор­че­ст­во П. Г. во мно­гом спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию реа­лиз­ма в исп. лит-ре. В Рос­сии про­из­ве­де­ния П. Г. поль­зо­ва­лись ус­пе­хом в кон. 19 – нач. 20 вв.

Соч.: Obras completas. Madrid, 2003. Vol. 1–12; Собр. соч. М., 1911. Т. 1–2.

Лит.: Willem L. M. Galdo’s segunda manera: rhetorical strategies and affective response. Cha­pel Hill, 1998; Gilman S. Galdós and the art of the European novel: 1867–1887. Ann Arbor, 1999; Polizzi A. El proceso metafictivo en el realismo de Pérez Galdós. Las Palmas de Gran Canaria, 1999; Escobar Bonilla M. del Prado. Galdos o el arte de narrar. Las Palmas de Gran Canaria, 2000; Rivero J. P. Benito Pérez Gal­dós y el cuento literario como siste­ma. Zaragoza, 2001; Herrera Navarro J. Bib­lio­grafía de es­tudios sobre Galdós. Madrid, 1998.

Вернуться к началу