О́Э КЭНДЗАБУРО
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́Э Кэндзабуро [р. 31.1.1935, дер. Осэ (ныне в черте г. Утико), о. Сикоку], япон. писатель. Родился в семье землевладельцев. Окончил отделение франц. лит-ры Токийского ун-та (1959). В 1961 путешествовал по Европе; в 1965 и 1968 выступал с лекциями в разл. амер. ун-тах, в 1978 – в Мехико. Придерживается левых взглядов, активно проповедует антимилитаристские идеи; участвует в разл. акциях в поддержку прав человека.
На становление худож. манеры Оэ решающее влияние оказали Ж. П. Сартр и философия экзистенциализма, идеи представителей рус. формальной школы, взгляды Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, а также творчество Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Т. Манна, У. Фолкнера, Абэ Кобо. Дебютировал пьесами для университетского театра. Первый крупный успех снискали рассказы «Чуднáя работа» («Кимё-на сигото», 1957, рус. пер. 1968) и «Содержание скотины» («Сиику», 1958, рус. пер. 1978). Среди наиболее известных произведений Оэ – романы «Опоздавшая молодёжь» («Окурэтэ кита сэйнэн», 1962, рус. пер. 1973), «Личный опыт» («Кодзинтэки-на тэйкэн», 1964), «Футбол 1960 года» («Манъэн ганнэн-но футтобору», 1967, рус. пер. 1972), «Объяли меня воды до души моей» («Кодзуй ва вага тамасии-ни оёби», 1973, рус. пер. 1978), «Двухсотлетний ребёнок» («Нихякунэн-но кодомо», 2003) и др. В центре творчества Оэ – нравственные искания человека послевоенного поколения, статус маргинала в ориентированном на потребление постиндустриальном обществе, проблема соотношения волевого и бессознательного начал в поступках людей, роль насилия в развитии общества. Прозу Оэ, носящую ярко выраженный экспериментальный характер, отличает сознательная установка на усложнённость: переплетение разл. пространственных и временны́х пластов и точек зрения, реальности и мифа, личного и универсального. Автор рассказов, повестей, эссе, автобиографии, путевых заметок, обширной публицистики [в т. ч. кн. «Хиросимские записки» («Хиросима ното», 1965, рус. пер. 1973)].
Нобелевская пр. (1994).