МЁРДОК АЙРИС ДЖИН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЁРДОК (Murdoch) Айрис Джин (15.7.1919, Дублин – 8.2.1999, Оксфорд), англ. писательница. Родилась в ирл. семье. Изучала классич. филологию в Сомервилл-колледже Оксфордского ун-та (1938–42) и философию в аспирантуре Ньюнем-колледжа Кембриджского ун-та (1947–48). Работала в Мин-ве финансов (1942–44) и в отделениях Администрации ООН по вопросам помощи и послевоенного восстановления Бельгии и Австрии (1944–46), преподавала философию в Сент-Эннс-колледже Оксфордского ун-та (1948–63) и Королевском худож. колледже в Лондоне (1963–67). C 1967 посвятила себя литературе. Творчество М. на разных этапах отражало разл. филос. и религ. увлечения писательницы: в 1950–60-е гг. в нём преобладало влияние франц. экзистенциализма и философии Л. Витгенштейна; в 1960–70-е гг. – религ.-мистич. теорий С. Вейль, С. Кьеркегора, учения Платона об Эросе; в 1970–90-е гг. – христианства, индуизма и дзен-буддизма. Первое опубликованное произведение – кн. «Сартр, романтический рационалист» («Sartre, romantic rationalist», 1953). Полемич. диалог с лингвистич. философией Витгенштейна и экзистенциализмом Ж. П. Сартра нашёл отражение в дебютном романе М. «Под сетью» («Under the net», 1954, рус. пер. 1966), где М., используя жанровые возможности плутовского романа и комедии интриги, изображает духовные искания обречённых на одиночество эксцентричных представителей лондонской богемы.
Последующие романы отличаются разнообразием тематики и жанровых реминисценций при неизменно присущих произведениям М. филос. подтексте, насыщенности элементами мифа и символикой, ироничной манере повествования. Тема выбора между ослепляющей героя страстью и политич. карьерой – в центре психологич. романа «Замок на песке» («The sandcastle», 1957, рус. пер. 2003); роман «Колокол» («The bell», 1958, рус. пер. 1991) – метафизич. история о грехопадении и связанном с ним искуплении; «Дикая роза» («An unofficial rose», 1962, рус. пер. 1971) – филос.-психологич. детектив с элементами эксцентриады; историч. роман «Алое и зелёное» («The red and the green», 1965, рус. пер. 1968) рассказывает о трагич. судьбе участников Пасхального восстания в Ирландии (1916). Близость традициям готического романа объединяет романы «Отрубленная голова» («A severed head», 1961, экранизирован в 1971, рус. пер. 1998), «Единорог» («The Unicorn», 1963, рус. пер. 1995), «Итальянка» («The Italian girl», 1964, рус. пер. 2007), в которых смешение роковых страстей и тайн, колдовства и преступлений создаёт ощущение неотвратимой трагичности человеческого бытия в мире непостижимого абсурда. Филос. и морально-этич. проблемы, с которыми человек сталкивается в совр. мире, отображены в романах «Время ангелов» («The time of angels», 1966, рус. пер. 1995), «Приятные и добрые» («The nice and the good», 1968, в рус. пер. – «О приятных и праведных», 2007), «Сон Бруно» («Bruno’s dream», 1969, рус. пер. 1987). Тема нравств. выбора, присущее человеку стремление к добру – в центре филос.-психологич. романов «Человек случайностей» («An accidental man», 1971, рус. пер. 2005) и «Чёрный принц» («The black prince», 1973, рус. пер. 1974), отмеченных экспериментом с повествоват. формами. В психологич. детективе с элементами мелодрамы «Святая и греховная машина любви» («The sacred and profane love machine», 1974, рус. пер. 2003) М. осуждает институт совр. буржуазного брака, основанного на корыстных интересах и лжи; в филос. романе «Дитя слова» («A word child», 1975, рус. пер. 1981) выступает против культа страдания, якобы необходимого для нравственного совершенствования личности. Любовно-психологич. роман «Море, море» («The sea, the sea», 1978, рус. пер. 1982), отразивший увлечение М. индийской тематикой, – об опасности манипулирования судьбами людей в эгоистич. стремлении навязать им свою волю; филос.-психологич. роман «Монахини и солдаты» («Nuns and soldiers», 1980, рус. пер. 2009), пронизанный острой социально-политич. проблематикой, повествует о попытках обрести смысл жизни через действенный альтруизм; филос.-психологич. роман с элементами детектива «Ученик философа» («The philosopher’s pupil», 1983, рус. пер. 2009) – о невозможности объяснить сложность окружающего мира абстрактными теориями. В поздних романах М. – «Добрый подмастерье» («The good apprentice», 1985), «Книга и братство» («The book and the brotherhood», 1987), «Послание планете» («The message to the planet», 1989), «Зелёный рыцарь» («The green knight», 1993, рус. пер. 2009) и «Дилемма Джексона» («Jackson’s dilemma», 1995, рус. пер. 2002) – усилены элементы религ. мифотворчества, иносказательности, придающие духовным поискам героев обобщённый смысл. Среди др. произведений: книги по философии «Пламя и солнце: почему Платон изгнал художников» («The fire and the sun: why Plato banished the artists», 1977), «Метафизика как путеводитель по морали» («Metaphysics as a guide to morals», 1992), «Экзистенциалисты и мистики» («Existentialists and mystics», 1997); поэтич. сб. «Год птиц» («A year of birds»,1978, переработанное изд. – 1984); пьесы; лит.-критич. статьи. В 1987 М. получила титул Дамы Британской империи.