ВЕЙЛЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕЙЛЬ (Weil) Симона (3.2.1909, Париж – 24.8.1943, Ашфорд, графство Кент, Великобритания), франц. философ и мистик. Родилась в состоят. евр. семье. Сестра А. Вейля. Окончила лицей Генриха IV (1927), где испытала влияние Алена, затем изучала философию и классич. филологию в Высшей нормальной школе (1928–31). В 1931–38 преподавала философию в школах в разл. городах Франции. В 1934–35 работала на автомобильных заводах в Париже, желая испытать на себе тяжёлые условия труда, о которых писала в многочисл. статьях, публиковавшихся в левой печати («Размышления о причинах свободы и социального угнетения», 1933, и др.). Несмотря на пацифистские убеждения, в 1936 участвовала в гражд. войне в Испании на стороне республиканцев в отряде анархистов. В 1938 на Страстной неделе пережила обращение в христианство («Христос сошёл – и захватил меня»), однако до конца жизни так и не приняла крещения и оставалась в ожидании на пороге Церкви, видя своё духовное призвание в том, чтобы доказать на опыте, что можно быть христианином вне формальных границ Церкви. Во время 2-й мировой войны участвовала в Движении Сопротивления, сотрудничала в подпольных журналах, в 1942 была вынуждена покинуть Францию. В Лондоне вступила в организацию Ш. де Голля «Свободная Франция», готовила передачи «Свободного радио». Из солидарности со страдающими от лишений войны ограничивала свой рацион и изнуряла себя непосильным трудом, что привело её к смерти от истощения.
Большая часть написанного В. при жизни не была опубликована. Её письма, ненапечатанные статьи, дневниковые записи, собранные друзьями, были изданы посмертно: «Сила тяжести и благодать» («La pesanteur et la grâce», 1947), «Ожидание Бога» («Attente de Dieu», 1950) и др.
Проблема человеческого страдания, особенно страдания невинных, – центр. тема социальной философии и позднейшей мистики В. В период близости к анархо-синдикализму (в статьях 1931–1937) она усматривала решение проблемы эксплуатации в социальном переустройстве. В дальнейшем в незаконченной работе «Укоренение» («L’Enracinement», 1949), написанной в связи с вопросом о будущей социальной политике в послевоенной Франции, она ставит задачу восстановления «корней» – тех многообразных естеств. связей человека с жизнью сообщества и его культурой, которые утрачиваются в совр. массовом обществе вследствие разрушит. воздействия денег, выхолощенной системы образования и т. п. Решение этой задачи она находит в одухотворении труда, считая это «миссией, призванием нашей эпохи», однако только через отречение от всех земных корней осуществимо окончательное «укоренение» человечества в Боге.
В. отрицает к.-л. вмешательство Бога в мир «для достижения особенных целей»: Божественное провидение – это не изменения в мировом порядке, но сам он как таковой, т. е. вечная Премудрость. Послушание Божьей воле, соответствующее этой Премудрости, имеет троякое проявление: 1) созерцание необходимости мирового порядка и любовь к ней как к красоте, которая отражается в совершенном искусстве, позволяющем ощутить присутствие в мире сверхъестественной Благодати; 2) послушание необходимости в её материальном аспекте как грубой силе, представленной в монотонном физич. труде, добровольное участие в котором В. уподобляет ежедневной смерти и евхаристии: «Через труд человек становится веществом, как Христос в Евхаристии. Труд – он, как смерть» («Мистика труда» // Крогман А. «Симона Вейль, свидетельствующая о себе». Челябинск, 2003. С. 298). В. набрасывает программу богословия труда как общего соучастия в искуплении первородного греха, считая, что в упорядоченной обществ. жизни физич. труд должен стать её духовным центром; 3) примирение со смертью, которое исторгает из человека эгоистич. самость, и он сливается с миропорядком. В своём анализе феномена добровольной смерти В. исходит из необходимости искупительного страдания невинных. Всё в мире – видимом и невидимом – подчиняется силе тяготения (pesanteur), или принципу возмездия, – всё, кроме Благодати (Grace). Добровольное невинное страдание, пассивная жертва представляют собой спуск по вертикали тяготения такой концентрации Благодати, что она уравновешивает всё горизонтальное, недобровольное страдание и грех мира. Такова формулируемая В. опытная мистика Креста: «Обо́жение ждёт нас на мёртвом обтёсанном брусе, на котором висит труп» («Крест». Там же. С. 293).
Книги В. переведены на десятки языков. С 1970 во Франции существует Об-во изучения мысли Симоны В., издающее с 1978 ежеквартальный ж. «Cahiers Simone Weil»; амер. отделение об-ва с 1981 проводит ежегодные междунар. коллоквиумы. В Германии с 1996 существует Ин-т Симоны В. в составе Высшей школы психологии.