ЛЕО́Н ПОНСЕ ДЕ ЛЕОН ЛУИС ДЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕО́Н, Понсе де Леон (León, Ponce de León) Луис де (15.8.1527, Бельмонте – 23.8.1591, Мадригаль, Саламанка), исп. писатель, богослов. Родился в состоятельной семье придворного адвоката. Монах ордена августинцев-эримитов (1544). Учился в ун-тах Саламанки и Алькала-де-Энареса. В 1560 стал магистром теологии Саламанкского ун-та. В 1561–65 занимал кафедру Св. Фомы, в 1565–72 – кафедру Дурандо, с 1579 – кафедру Священного Писания в ун-те Саламанки. В 1572–76 был заключён в тюрьму по обвинению в нарушении запрета Тридентского собора переводить Библию на нац. языки, а также в «иудаизации» Священного Писания (Л. считал, что Ветхий Завет нельзя адекватно интерпретировать без учёта раввинистич. традиции). В 1591 был поставлен во главе августинских монастырей Кастилии. В творчестве Л. сочетаются античная и исп. нац. традиции, вост. и зап. мистика, неоплатонизм и неостоицизм, евр. герменевтика и европ. схоластика. Стремясь вслед за Эразмом Роттердамским к возрождению раннехристианской духовности, Л. обратился к Священному Писанию как гл. источнику нравств. исцеления. В комментариях к Библии, филос. трактатах [«Имена Христовы» («De los Nombres de Cristo»), «Совершенная супруга» («La perfecta casada», оба 1583) и др.] размышлял о духовном совершенствовании личности, нацеленном не столько на мистич. слияние с Богом, сколько на уподобление Христу, выступающему в разных ролях (Добрый пастырь, Рыцарь, Художник, Возлюбленный, Мировой Владыка, Супруг). В поэзии (оды, канцоны, немногочисленные сонеты и др.), отмеченной сильным влиянием Г. де ла Веги, Л. почти полностью отказался от петраркизма и любовных мотивов, обратившись к космогонич. и натурфилософским темам. В оде «Жизнь в уединении» («Vida retirada», 1557), развивая мотивы Горация, воспел пасторальный идеал, находя в нём освобождение души от мирской суеты; ода «Ясная ночь» («Noche serena», 1571) стала ярким воплощением неоплатонич. мировидения Л. с его стремлением обрести в просторах Вселенной свою утраченную духовную родину. Известная современникам в списках, лирика Л. была впервые издана Ф. де Кеведо-и-Вильегасом в 1631, который использовал её как образец классич. точности и красоты в своей полемике со сторонниками гонгоризма. Автор переводов на исп. яз. произведений Пиндара, Горация, Вергилия, Тибулла, книг Ветхого и Нового Завета (в т. ч. «Песни Песней», «Книги Иова»).