КНИГОВЕ́ДЕНИЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КНИГОВЕ́ДЕНИЕ (библиология), комплексная наука о книге; изучает процессы её создания и функционирования. Традиционно включает историю книги, науки об издательском деле, полиграфии, искусстве оформления книги, изучение книжной торговли. Ряд исследователей понимают К. более широко, причисляя к книговедч. дисциплинам библиотековедение, библиографию, а также исследования в области психологии, социологии и философии книги. Совр. К. анализирует книжную культуру как в синхронном, так и диахронном аспектах, прогнозирует её развитие.
В качестве науч. дисциплины К. утвердилось после издания трудов австр. учёного М. Дениса «Очерк библиографии» (1774) и «Введение в книговедение» (1778), выделившего в составе библиографии отд. отрасли знания – историю рукописной и печатной книги, типографское дело, библиотековедение, каталогизацию и др. Во Франции теоретич. обоснование К. получило на рубеже 18–19 вв. из-за необходимости систематич. описания книг, реквизированных во время Французской революции 18 в. Большое значение имела программа курса по К., созданная Ф. К. Лером, включавшая историю письма, рукописных текстов и инкунабул, а также принципы работы с книгой, методы классификации и описания редких изданий. В «Толковом словаре библиологии» (1804) Э. Г. Пеньо (Франция) были проведены разграничения между библиографией, задача которой – описание и классификация книг, и К., изучающим теорию библиографии и принципы систематизации человеческих знаний вообще. В нач. 19 в. вслед за трудами нем. учёного М. В. Шреттингера распространился термин «библиотековедение», теоретич. обоснование которого проведено К. Дзяцко и Ф. Эйхлером (Германия), исследовавшими социально-политич. влияние книги. В нач. 20 в. в работах К. Хеблера (Германия) и др. разрабатывались аспекты истории шрифтов, инкунабуловедения и гутенберговедения (история изобретения книгопечатания И. Гутенбергом). В 1919 в Лозанне по инициативе Н. А. Рубакина был создан Ин-т библиологии, в котором преим. развивались библиосоциология и библиопсихология. Чеш. учёный Л. Я. Живни предложил разделение книговедч. дисциплин на теоретические и практические (кн. «Библиография и библиология. Понятие, предмет и развитие», 1936; и др.). К. 2-й пол. 20 в. представлено разл. школами. В 1960–2000-е гг. социологич. школа К. концентрируется на анализе взаимоотношений автора и читателя, истории письма и чтения: П. Мейер-Дом (Германия), франц. учёные Р. Ш. Эскарпи (кн. «Революция в мире книг», 1965), Р. Эстиваль и др. Скептич. школа была основана Г. М. Мак-Люэном (кн. «Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего», 1962); в её основе – тезис об исчерпанности возможностей бумажной книжной культуры и неизбежном переходе к электронным формам создания и хранения информации. Функциональная школа трактует К. как комплексную науку, описывающую всё многообразие книжной культуры: К. Мигонь, К. Гломбиевский (Польша). Вопросы общей теории К. разрабатывали Г. Грундман, Г. Зихельшмидт, И. Кирхнер (Германия), Х. М. де Суза (Испания), Г. Леман-Хаупт (США), С. Басси (Италия) и др.
У истоков К. в России стоял В. С. Сопиков, который в соч. «Опыт российской библиографии» (ч. 1–5, 1813–21) отдавал приоритет изучению искусства книгопечатания. Впервые термин «К.» в отеч. науку ввёл В. Г. Анастасевич в ст. «О необходимости в содействии русскому книговедению» (1820), определяя К. как «науку наук», исследующую всю систему знания, содержащегося в книгах. Н. М. Лисовский определил цели и задачи К., выделив в нём три исследовательских направления – производство, распространение и описание книги (статьи «Книговедение как предмет преподавания, его сущности и задачи», 1915; «Книговедение, его предмет и задачи», издано посм., 1922; и др.). А. М. Ловягин, основатель Рус. библиологич. об-ва в С.-Петербурге (1899), выступил с критикой идей Лисовского, считая необходимым изучение книги не как материального изделия, но как «произведения человеческого духа». Этот подход был развит в работах М. Н. Куфаева («Проблемы философии книги», 1924; и др.), представляющего философско-социологич. направление в отеч. К., а также А. И. Малеина и В. Я. Адарюкова, стоявшего у истоков фундам. коллективного труда «Книга в России» (т. 1–2, 1924–25). В СССР работали НИИ книговедения (1920–33), Ин-т книги, документа и письма АН СССР (1931–36; в 1936 вошёл в состав Ин-та истории АН СССР). Многообразные аспекты К. разрабатывали А. А. Покровский, И. П. Осипова, А. Л. Леонтьев, Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин, А. И. Рейтблат, В. Н. Ляхов, П. Н. Берков, Б. С. Боднарский, Р. С. Гиляревский, А. В. Мезьер, А. И. Маркушевич, Н. В. Здобнов, О. Г. Ласунский и др. История книгопечатания и К. в России – предмет изучения в работах П. К. Симони, А. А. Беловицкой, Е. Л. Немировского, а также С. В. Белова. «Синтетическая» концепция К. в духе идей функциональной школы характерна для трудов А. И. Барсука; общая теория К., а также теория редактирования текстов разрабатывалась Н. М. Сикорским и др. Крупнейший совр. центр изучения книги в РФ – Моск. гос. ун-т печати.