ДУХО́ВНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУХО́ВНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, направление в нем. литературоведении 1-й пол. 20 в. Сложилась под влиянием нем. философа и историка культуры В. Дильтея как реакция на культурно-историческую школу и филологич. позитивизм. Понятие «история духа» (Geistesgeschichte), генетически восходящее к философии Г. В. Ф. Гегеля и впервые использованное Ф. Шлегелем («История древней и новой литературы», 1812), было воспринято Д.-и. ш. в интерпретации Дильтея, который понимал под «духом» всю полноту человеческого опыта. Стремясь преодолеть ограниченность биографического метода, Д.-и. ш. акцентировала в лит. произведении идейно-филос. аспект. Лит. произведение трактовалось либо как непроизвольное выражение индивидуального мировоззрения автора (его «духа»), либо как выражение комплекса идей, определяющих характер данной эпохи, – «дух времени» (Zeitgeist). В истории лит-ры усматривалась объективация определённых повторяющихся типов мировоззрения, соответствующих «основным устремлениям человеческого духа» (Ф. Штрих). Исследование должно было осуществляться через «вживание», «вчувствование» в материал. Среди наиболее значит. работ Д.-и. ш. – «Немецкий романтизм» О. Вальцеля (1908), «Шекспир и немецкий дух» Ф. Гундольфа (1911), «Немецкий классицизм и романтизм, или Совершенство и бесконечность» Ф. Штриха (1922), «Дух эпохи Гёте» Г. Корфа (1923–53), «Немецкий романтизм» П. Клукхона (1924).