Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ДО́ЛЬЧЕ СТИЛЬ НУО́ВО»

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 227

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Топорова

«ДО́ЛЬЧЕ СТИЛЬ НУО́ВО» (итал. «Dolce stil nuovo» – сла­до­ст­ный но­вый стиль), шко­ла в итал. по­эзии 1260–1330-х гг. Сво­им на­зва­ни­ем шко­ла (за­ро­див­шая­ся в Бо­ло­нье, но раз­ви­вав­шая­ся в Тос­ка­не) обя­за­на стро­ке из «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те («Чис­ти­ли­ще», XXIV, 57). По­эты «Д. с. н.» (Г. Гви­ни­цел­ли, Г. Ка­валь­кан­ти, Дан­те, Чи­но да Пис­тоя, Л. Джан­ни, Дж. Аль­фа­ни, Дж. Фре­ско­баль­ди и др.) соз­да­ли на ос­но­ве тра­ди­ций про­ван­саль­ской и си­ци­лий­ской по­эзии аб­ст­ракт­но-воз­вы­шен­ную лю­бов­ную ли­ри­ку, вос­при­няв от тру­ба­ду­ров ме­тафи­зич. трак­тов­ку люб­ви, ве­ду­щей к внутр. со­вер­шен­ст­ву [кан­цо­на Гви­ни­цел­ли «Al cor gentil rempaira sempre amore» («В бла­го­род­ном серд­це все­гда пре­бы­ва­ет лю­бовь»)]. Лю­бовь в по­эзии «Д. с. н.» по­доб­на от­кро­ве­нию, жен­щи­на (дон­на) ста­но­вит­ся сим­во­лом выс­ше­го бла­га; оп­ре­де­ле­ние «но­вый» в на­зва­нии шко­лы при­об­ре­та­ет поч­ти ре­лиг. смысл, ука­зы­вая на об­нов­ле­ние, пре­об­ра­же­ние ду­ши влюб­лён­но­го. Стиль­но­ви­сты вы­ра­бо­та­ли ра­фи­ни­ров., па­те­тич., му­зы­каль­ный, «сла­до­ст­ный» язык со стро­гим от­бо­ром вы­ра­зит. средств; не­ред­ко он но­сил ра­цио­на­ли­стич. ха­рак­тер, вклю­чал фи­лос., бо­го­слов­скую и да­же юри­дич. тер­ми­но­ло­гию [кан­цо­на Ка­валь­кан­ти «Donna me prega» («Дон­на ме­ня про­сит»), где рас­смат­ри­ва­ет­ся сущ­ность люб­ви]. По­эзия «Д. с. н.» че­рез вос­при­няв­ше­го её опыт Ф. Пет­рар­ку ока­за­ла влия­ние на всю но­во­ев­ро­пей­скую по­эзию.

Лит.: Marti M. Storia dello Stil nuovo. Lecce, 1973; Bertelli I. I fondamenti artistici e cul­turali del «dolce stil nuovo». Mil., 1987; Con­cor­danze della lingua poetica italiana delle ori­gi­ni. Mil., 1992; То­по­ро­ва А. В. Ран­няя италь­ян­ская ли­ри­ка. М., 2001.

Вернуться к началу