ГУ́ХМАН МИРРА МОИСЕЕВНА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУ́ХМАН Мирра Моисеевна (1904, Баку – 1989, Москва), российский языковед-германист. Родилась в семье врача. Окончила историко-филологический факультет Азербайджанского государственного университета (1925). С 1936 работала в Московском государственном педагогическом институте иностранных языков (ныне Московский государственный лингвистический университет); проф. (с 1940). После Великой Отечественной войны 1941–1945 – в Военном институте иностранных языков (ныне Военный университет Министерства обороны РФ), Институте языкознания АН СССР.
Г. – автор трудов по проблемам общего и германского языкознания, теории грамматики, диахронической типологии, теории литературного языка. Свои идеи разрабатывала на индоевропейском, общегерманском и немецком материале, а также на основе анализа данных готского языка, к изучению которого обратилась одной из первых в отечественном языкознании. В своих работах дала анализ готских текстов, исследовала архаические явления грамматической системы готского языка. Опубликовала широко известную книгу «Готский язык» (1958; переиздана в 1997), в которой описала его закономерности, фонетику, морфологию (включающую словоизменение и словообразование) и синтаксис.
Создала работы о сущности грамматической категории и её роли для типологического изучения языков, по проблемам эргативного строя, о стимулах эргативности. Внесла вклад в исследование типов изменений языковой структуры, проблем грамматической парадигматики. На материале германских языков исследовала типологию преобразований словоизменительной парадигматики, типологию развития залоговых оппозиций. Автор фундаментальной «Сравнительной грамматики германских языков» (т. 1–4, 1962–66).
Исследовала проблему генезиса и функционирования литературных языков, для чего привлекла материал немецкого языка (уникальные рукописные и первопечатные источники, произведения различных жанров и эпох). Дала характеристику отдельных периодов развития немецкого литературного языка, рассматривала его формирование, развитие и функционирование как существенную составляющую всего культурно-исторического процесса.