ПИ́ДЖИНЫ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИ́ДЖИНЫ, один из типов контактных языков. Формируются как результат языковой импровизации в процессе общения языковых коллективов, не имеющих общего языка. Как правило, для образования П. необходимо, чтобы в общении участвовали не менее чем 3 языковых коллектива, использующие разные языки. П. возникают в условиях острой необходимости наладить языковую коммуникацию. Наиболее типичные ситуации возникновения П. – в процессе приграничной торговли, общения интернациональных команд мор. судов и т. п. Первыми внимание лингвистов привлекли П., возникшие в период активной работорговли (начиная с 16–17 вв.) на рабовладельч. плантациях в бассейнах Атлантич., Тихого и Индийского океанов. Как правило, при образовании П. язык доминирующей социальной группы (в случае рабовладельч. плантаций это язык белых рабовладельцев – англ., исп., франц., нидерл. или португальский) выступает языком-лексификатором, т. е. даёт основу словарного состава. П. образуются и без участия европ. языков – на базе языков коренного населения Африки, Сев., Центр. и Юж. Америки, Австралии. Число людей, использующих П., может быть различным – от нескольких десятков человек (напр., эскимосский П. на франц. основе, существовавший на востоке совр. Канады в 18 в.) до сотен тысяч человек (напр., т. н. чинукский жаргон, использовавшийся в нач. 20 в. на зап. побережье Канады в районе Ванкувера) и даже нескольких миллионов (западноафриканский П.-инглиш в Нигерии или нага-П. в Индии). П. существует до тех пор, пока в нём есть потребность. Так, руссенорск (рус.-норв. П.), возникший как торговый П. бассейна Баренцева и Белого морей, вышел из употребления в связи с прекращением торговых контактов вскоре после Окт. революции 1917 в России. В 1930-е гг. перестал использоваться рус.-кит. П., на котором общались между собой разл. этнич. группы в районе рус.-кит. границы. П. может существовать как в течение короткого времени, так и на протяжении веков. Возникший в Средиземноморье П. с назв. лингва франка, первые записи которого датируются 14 в., исчез только в нач. 20 в. Как правило, П. имеют низкий престиж по сравнению с др. языками. Однако на некоторые П. переведена Библия, на них выходят газеты и радиопрограммы; существуют П., имеющие статус офиц. языка страны (напр., ток-писин и хири-моту в Папуа-Новой Гвинее).
П. не является родным ни для кого из использующих его. Если П. осваивается детьми как родной язык, т. е. если происходит его нативизация, он превращается в креольский язык (см. Креольские языки). При этом полностью изменяются его структурные характеристики.
Упрощение или искажение языка не является П. Для того чтобы научиться говорить на П., требуется освоить правила его устройства и употребления. Структура П. зависит от типологич. близости языков, находящихся в контакте, а также от целого ряда социальных факторов: статуса, численности, половозрастной структуры, образоват. уровня участников контактной ситуации, от продолжительности и интенсивности контактов.