Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРАЛИНГВИ́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 295

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. М. Николаева

ПАРАЛИНГВИ́СТИКА (от па­ра… и лин­гвис­ти­ка), 1) раз­дел язы­ко­зна­ния, изу­чаю­щий не­вер­баль­ные (не­язы­ко­вые) сред­ст­ва, вклю­чён­ные в ре­че­вое со­об­ще­ние и пе­ре­даю­щие, вме­сте с вер­баль­ны­ми сред­ст­ва­ми, смы­сло­вую ин­фор­ма­цию о го­во­ря­щем (пи­шу­щем). 2) Со­во­куп­ность не­вер­баль­ных средств, уча­ст­вую­щих в ре­че­вой ком­му­ни­ка­ции.

Раз­ли­ча­ют­ся 3 ви­да па­ра­лин­гвис­тич. средств. К фо­на­ци­он­ным сред­ст­вам от­но­сят­ся: тембр, темп, гром­кость ре­чи, за­пол­ни­те­ли пау­зы («э-э», «м-м» и др.), ме­ло­дич. яв­ле­ния, осо­бен­но­сти про­из­но­ше­ния зву­ков ре­чи [диа­лект­ные, со­ци­аль­ные и идио­лект­ные (см. Идио­лект)]. Ки­не­ти­че­ские сред­ст­ва – это жес­ты, тип вы­би­рае­мой по­зы, ми­ми­ка. Гра­фи­че­ские – по­черк, спо­со­бы гра­фич. до­пол­не­ний к бу­к­вам, их за­ме­ни­те­ли (&, § и т. п.).

Ре­че­вое со­об­ще­ние не мо­жет быть фак­том ком­му­ни­ка­ции без па­ра­лин­гвис­тич. со­про­во­ж­де­ния.

По от­но­ше­нию к вер­баль­ной сто­ро­не вы­ска­зы­ва­ния па­ра­лин­гвис­тич. сред­ст­ва вы­пол­ня­ют 3 функ­ции: 1) вно­сят до­пол­нит. ин­фор­ма­цию (напр., по­зи­тив­ный вер­баль­ный текст мо­жет со­про­во­ж­дать­ся фо­на­ци­он­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми со зна­че­ни­ем от­ри­ца­тель­но­го от­но­ше­ния); 2) за­ме­ща­ют про­пу­щен­ный вер­баль­ный ком­по­нент («Хо­чешь пой­ти с на­ми?» – от­ри­ца­тель­ный жест); 3) ком­би­ни­ру­ют­ся с вер­баль­ны­ми сред­ст­ва­ми, пе­ре­да­вая тот же смысл («Я хо­чу вот этот крас­ный шар» + ука­зат. жест).

Отд. ви­ды па­ра­лин­гвис­тич. средств изу­ча­лись ещё в 1930-х гг. (ра­бо­ты Н. В. Юш­ма­но­ва по «экс­т­ра­нор­маль­ной фо­не­ти­ке»). По­ня­тие «П.» вве­де­но в 1940-х гг. А. А. Хил­лом (США). Осн. раз­ви­тие П. по­лу­чи­ла с нач. 1960-х гг., ко­гда язы­ко­зна­ние вы­шло за пре­де­лы изу­че­ния толь­ко соб­ст­вен­но сис­те­мы язы­ко­вой.

Лит.: Ни­ко­лае­ва Т. М., Ус­пен­ский Б. A. Язы­ко­зна­ние и па­ра­лин­гвис­ти­ка // Лин­гвис­ти­че­ские ис­сле­до­ва­ния по об­щей и сла­вян­ской ти­по­ло­гии. М., 1966; На­цио­наль­но-куль­тур­ная спе­ци­фи­ка ре­че­во­го по­ве­де­ния. М., 1977; Го­ре­лов И. Н. Не­вер­баль­ные ком­по­нен­ты ком­му­ни­ка­ции. М., 1980; Крейд­лин Г. Е. Не­вер­баль­ная се­мио­ти­ка: язык те­ла и ес­те­ст­вен­ный язык. М., 2004; он же. Муж­чи­ны и жен­щи­ны в не­вер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции. М., 2005.

Вернуться к началу