КЛАССИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА УГОЛО́ВНОГО ПРА́ВА
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛАССИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА УГОЛО́ВНОГО ПРА́ВА, направление уголовно-правовой мысли, сформировавшееся в кон. 18 – нач. 19 вв. на основе идей европейского Просвещения. Явившись, по сути, негативной реакцией на ср.-век. уголовное право (характеризовавшееся господством неписаных обычаев, жестокостью и неопределённостью наказаний, свободой усмотрения суда), классич. школа, осн. идеей которой стала гуманизация уголовного права, выдвинула в качестве принципа для построения уголовного законодательства идею закона, выраженного в форме кодекса. Фундамент К. ш. у. п. составили положения о том, что: нет наказания без закона (nulla poena sine lege); нет наказания без преступления (nulla poena sine crimen); нет преступления без законного наказания (nullum crimen sine poena legali); все равны перед законом; преступление является проявлением свободной воли субъекта; лицо может подлежать ответственности лишь за деяние, но не за мысли, и лишь за виновное деяние; наказание есть пропорциональное воздаяние за совершённое преступление, поскольку последнее есть проявление свободной воли; личные особенности индивида не влияют на наказание, т. к. оно должно быть соизмеримо лишь с совершённым деянием; судейское усмотрение при применении норм уголовного права должно быть сведено к минимуму. Классич. школа понимала преступление и наказание как чисто юридич. категории, выводя содержание уголовного права из норм кодекса, т. е. из воли законодателя, и, как следствие, наибольшие успехи ею были достигнуты в изучении догматики уголовного права.
В основе идей классич. школы – филос. доктрины Ч. Беккариа, И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Видными представителями К. ш.у. п. являлись нем. юрист А. Фейербах, в России – А. Ф. Кистяковский, Н. С. Таганцев, А. А. Пионтковский.
Наиболее известными отражениями идей классич. школы стали франц. уголовный кодекс 1810 (Уголовный кодекс Наполеона) и Баварский уголовный кодекс 1813 (составленный при непосредственном участии А. Фейербаха). Оба эти кодекса основывались на идее уголовного закона как орудия управления обществом; отличались лаконичностью, хорошей юридич. техникой, глубокой проработкой осн. институтов общей части уголовного права и послужили образцом для ряда последующих кодификаций уголовного права в Европе.
Приверженность представителей К. ш. у. п. к анализу законодательного текста, конструированию и комментированию уголовно-правовых институтов в связи с волей законодателя и в отрыве от конкретных социально-историч. условий составила гл. недостаток теоретич. построений этой школы. «При таком направлении уголовный кодекс получает значение не свода норм, выработанных действительной жизнью, а системы более или менее удачных или неудачных канцелярских правил…» (Н. Д. Сергеевский). Теория не смогла объяснить причины изменений в динамике преступности, тенденции к её постоянному росту в кон. 19 в., и классич. школа стала объектом критики со стороны представителей антропологич. и социологич. направлений в науке уголовного права (см. Антропологическая школа уголовного права, Социологическая школа уголовного права).
Во 2-й пол. 20 в. появилось «неоклассическое» направление, в рамках которого наряду с сохранением осн. постулатов К. ш. у. п. при анализе преступления внимание уделяется также особенностям личности виновного и их влиянию на назначаемое наказание.