КРИТИ́ЧЕСКИХ ПРАВОВЫ́Х ИССЛЕ́ДОВАНИЙ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИТИ́ЧЕСКИХ ПРАВОВЫ́Х ИССЛЕ́ДОВАНИЙ ШКО́ЛА, направление в юриспруденции, поставившее своей целью критику традиц. представлений о праве и выработку альтернативных теорий права и общества. Возникло и получило развитие в США в 1970-х гг. как движение наиболее радикальных представителей социологич. правоведения. Социально-философскую основу методологии этого движения составляет филос. система ведущих теоретиков Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.). Характерным для К. п. и. ш. является скептицизм по отношению к традиц. взглядам на право (различие между «правом в книгах» и «правом в жизни»), критика существующего правопорядка, неприятие либерализма и индивидуализма. Сторонники К. п. и. ш. утверждают, что частное право не в меньшей степени, чем публичное, является продуктом офиц. политики и что принцип господства права (в англосаксонском мире он является синонимом термина «правовое государство») не всегда является воплощением «бесспорного блага во имя человека»; что существующее право (законодательство) нередко оказывается в числе тех барьеров, которые сдерживают реализацию творческих способностей индивидов и тем самым подавляют их свободу. С этих позиций они критически оценивают уголовно-правовую доктрину, доктрину собственности, идею альтернативного разрешения правовых конфликтов, отд. проблем юридич. образования и т. д. Исходя из новых представлений о социальной реальности в совр. «потребительском обществе», сторонники школы стремятся доказать, что право в таком обществе обеспечивает интересы властвующих и таким образом узаконивает несправедливость, что правовая риторика работает против общего блага и против интересов тех групп населения, которые нуждаются в защите своих прав. В этих вопросах сторонники школы следуют революц. идеям «новых левых», которые выступали за радикальное переустройство общества. Идеи школы нашли признание и в Европе (Франция, Великобритания).